В Совфеде предложили создать специальный государственный маркетплейс для поддержки отечественных товаропроизводителей. Идея, высказанная сенатором Иваном Абрамовым, вызвала резонансную реакцию в СМИ.
Одновременно в Госдуму в первых числах марта внесли законопроект № 568223-8 об основах госрегулирования деятельности маркеплейсов подготовленный комитетом Совфеда по экономической политике под руководством Андрея Кутепова и комитетом ГД по промышленности и торговли под руководством Владимира Гутенева.
Это взаимосвязанные законотворческие инициативы, направленные на создание объективно необходимых рамочных правил работы для огромного сверхприбыльного рынка, где сейчас доминируют олигополии. По данным ФАС России, доля Wildberries составляет 47%, Ozon – 35,5%. Официальная статистика умалчивает, какую долю в некоторых сегментах рынка занимают Yandex, Avito, Циан. Обстановка требует определенной стабилизации правил игры.
В нормативной базе уже есть запрет на злоупотребление доминирующим положением, установленный законом о защите конкуренции. Однако существует распространенное профессиональное мнение, что этот запрет является слишком абстрактным правилом, допускающим вольное толкование (для его применения требуются более четкие формулировки). К тому же, задачи национальной экономики не сводятся только к защите конкуренции. Есть новые вызовы, когда (наоборот) от слишком свободной конкуренции с иностранными поставщиками защищать надо самих отечественных товаропроизводителей (демпинг, транснациональные картели, бесконтрольный параллельный импорт).
Цифра для понимания масштабов проблемы: оборот электронной коммерции в РФ вырос на 28% по сравнению с 2022 годом и достиг ₽6,4 трлн.
Владимир Гутенев, глава комитета Госдумы по промышленности и торговле:
– С учетом бурного развития e-commerce и возросшего количества проблемных ситуаций между маркетплейсами, их контрагентами и покупателями, необходимо переходить от «саморегуляции» к законодательному контролю за соблюдением прав всех участников рынка, и, в первую очередь, покупателей.
Законопроект об основах госрегулирования деятельности маркеплейсов вводит дополнительные требования к площадкам, которые занимают более 20% рынка.
- В частности, таким агрегаторам, через которые осуществлено более 20% от всех сделок между продавцами и покупателями за предыдущий год, предлагается запретить изменять условия договора услуг, ухудшать положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов без уведомления за 30 дней. Устанавливаются общие требования к договору об оказании услуг, при заключении которого площадка должна будет проверять документы и профиль контрагентов. Также крупные маркетплейсы не смогут навязывать не относящиеся к электронной торговле услуги и условия о продвижении товаров за счет снижения цены без согласия контрагента. Ограничение вводится и на создание преимущества для продажи собственных торговых марок по сравнению с товарами других продавцов. Совокупная стоимость всех услуг подобных агрегаторов продавцу не может превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого оказаны такие услуги.
Очень важной является новая терминология, вводимая законопроектом: электронные магазины впервые называются «агрегаторами информации о товарах». Это создает специальную плоскость нормативного регулирования, пересекающуюся с так называемым пятым антимонопольным пакетом. Напомним, этот блок цифровых антимонопольных поправок с огромным трудом наконец-то был принят в 2023 году по инициативе ФАС России. Он направлен на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ. Законом введены новые критерии доминирующего положения на товарном рынке – например, такие как наличие «сетевого эффекта».
Маркетплейс для своих
Идея зампреда Комитета Совета Федерации по экономической политике Ивана Абрамова – создать отдельный государственный электронный магазин для отечественных товаропроизводителей вызвала неоднозначную реакцию. Однако здравый смысл подсказывает, что не только Российская Федерация, но и весь мир уже вряд ли когда-нибудь вернется к прежнему раскладу в международной торговле. Ранее в похожей логике действовало Правительство РФ, разрабатывая проект создания так называемой «Российской полки» в электронных магазинах.
Реализация «российской полки» потребовала бы значительно более сложных регуляторных усилий, вмешательства в работу маркетплейсов. Зато идея отдельного «российского магазина» выглядит гораздо проще и никого ни в чем не ограничивает.
Чего же тогда боятся противники госмаркетплейса?
На наш взгляд, – предложения взимать с продавцов российских товаров минимальную либо нулевую комиссию. В отличие от коммерческой площадки – государственная вполне может себе это позволить ради поддержки отечественного производственного бизнеса. В предложении сенатора Абрамова именно этот пункт составляет всю интригу проекта.
Эксперты отмечают, что в нынешнем виде оборот всех российских (и антироссийских) маркетплейсов на 70% составляет банальная перекупка китайских товаров, либо оцифрованный «челночный экспресс» из недружественных стран через Турцию, Казахстан, Армению, Грузию… Это никак не способствует развитию отечественного производителя, а в подавляющей массе любое развитие душит на корню.
Критику предполагаемого госмаркетплейса можно разделить на объективную и эмоциональную. Начнем с конструктивной:
Валерий Селезнев, первый зампредседателя Комитета Госдумы по энергетике:
– Не могу согласиться с идеей создания государственного маркетплейса для российских товаров. Деньги налогоплательщика в реальном секторе экономики должны идти на развитие нормативного регулирования и контроля его исполнения, но не на конкуренцию с частным сектором. Там, где происходит иначе, частный сектор умирает в неравной по административным возможностям борьбе с государством, после чего исчезают всякие стимулы к конкуренции и наступает социализм в худшем его проявлении.
Андрей Тенишев, член Экспертного совета Комитета Госдумы по конкуренции:
– Полностью поддерживаю мнение депутата Госдумы Валерия Селезнева о том, что на конкурентных рынках (а рынок маркетплейсов – конкурентен) противоестественно создавать какие-то государственные структуры. В этом случае законодатель будет противоречить сам себе. В Закон о защите конкуренции специально была внесена норма, запрещающая создавать ГУПы и МУПы на конкурентных рынках.
Неконструктивная критика госмаркетплейса в СМИ и соцсетях сводится к привычному набору эмоциональных манипуляций: не «рыночные методы», «угроза международной конкуренции», «надругательство над священными правилами ВТО», «несправедливость для импортеров». Смешно, что те же самые люди, которые критикуют идею госмаркетплейса за вмешательство государства в дела бизнеса, в своих комментариях прессе на полном серьезе предлагают «разукрупнить» рынок уже имеющихся частных площадок. Интересно, как они себе представляют этот процесс разукрупнения? И почему создавать эффективного государственного конкурента нельзя, а разрушать не менее эффективную коммерческую олигополию можно?
А в том, что бизнес уже существующих маркетплейсов весьма эффективен, нет никаких сомнений. Потребитель голосует за новых технологии рублем. Речь идет лишь о том, чтобы составить ему конкуренцию за счет госсервиса, который параллельно будет выполнять важную функцию поддержки российской промышленности…
Звучит и критика на грани фола: утверждают, будто госмаркетплейс обязательно выйдет «деревянным», как и все что государством создается по разнарядке, и что работать он будет как «Почта России», что потребует огромных инвестиций в инфраструктуру, которые будут украдены…
Кстати о почте. Одновременно с идеей сенатора Ивана Абрамова, глава ФАС России Максим Шаскольский выступил в Совфеде с любопытным заявлением: У «Почты России» есть значимые конкурентные преимущества по отношению к, например, Ozon и Wildberries, – заявил он. – Это развитая логистика и то, что помещения находятся в самых проходных местах исторически, еще с советских времен. Однако сейчас оператору, по его словам, не хватает современных технологий работы.
С этим трудно поспорить. К тому же, объективно говоря, для Почты, которая превратилась в убыточный государственный чемодан без ручки, это не самый плохой сценарий развития в рентабельный актив. Который можно модернизировать и сделать высокотехнологичным при минимуме затрат (все необходимое для работы в качестве маркетплейса у конторы уже есть в наличии, включая кадры и помещения).
Высказывают и другие предположения по поводу возможной инфраструктуры нового госмаркетплейса. Например, приобретение государством уже имеющихся брендов, либо реинкарнация идеи в добровольном порядке существующим коммерческим маркетплейсам выделять «полку» (раздел) с отечественными сертифицированными товарами.
Продолжим следить за развитием проекта. Даже если идея госмаркетплейса не будет реализована на практике – она представляет интерес с точки зрения развития и трактовки нормативной системы закупок. С большой вероятности мы увидим дискуссию, посвященную этой теме на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» 15-17 мая в МВЦ «Крокус Экспо».
Автор: Андрей Троянский