Крупнейшее отраслевое объединение профессионалов в сфере закупок провело ребрендинг с расширением и обновлением функционала. «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам» трансформировалась в «Союз закупщиков России».
В Государственной Думе состоялась учредительная конференция, где утвердили Устав новой организации, и выбрали ее руководящий состав.
- Генеральным директором Союза закупщиков России был единогласно выбран Павел Тихомиров, эксперт, обладающий огромным научно-практическим опытом в закупках, непосредственно участвовавший в методической проработке контрактного законодательства России с самых первых шагов этой отрасли. Профессиональному сообществу Павел Анатольевич также хорошо знаком по плодотворной работе в должности одного из руководителей АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации.
Союз закупщиков, перенявший эстафету от Гильдии, продолжит играть свою привычную роль связующего звена между законодательным и правоприменительным контурам закупок. Но его роль, опыт, объем данных расширились. Организация переросла уровень типичного объединения по профессиональным интересам. Теперь это полноценный орган законодательной экспертизы – лаборатория правоприменительных практик, институт защиты интересов заказчика и его вспомогательный орган в закупках.
Об этих разновекторных задачах говорили участники конференции. По словам заместителя руководителя Федерального казначейства Анны Катамадзе, сообщество профессионалов – это лучший способ развиваться самим и развивать систему закупок.
Алексей Лавров, заместитель министра финансов РФ:
– Много лет работаем с профессионалами Гильдии. Минфин и ФАС всегда открыты к сотрудничеству, к отклику на общественную инициативу. Мы исходим из логики общего регулирования, поэтому некоторые детали можем не чувствовать в такой степени, как профессионалы закупок. С их помощью в прямом контакте будем развивать систему.
Лавров подчеркнул важность идейной и кадровой преемственности организации. По его словам, одна из миссий Союза закупщиков – создать в своем роде профессиональную этику добросовестных и демократичных отношений в закупках, набор принципов, не требующих правового регулирования, но при этом помогающих изнутри делать всю национальную систему контрактации лучше. Как правило в мире такие кодексы вырабатываются профессиональным сообществом. В России эта ответственная функция автоматически ложится на Союз закупщиков.
Кроме того, Лавров обозначил и ряд неотложных проблем, над которыми уже сегодня предстоит работать Союзу закупщиков.
– У нас аномально высокое количество несостоявшихся процедур. На половину из них либо никто не приходит, либо один участник. Нам предстоит выяснить, почему это происходит: монополизация рынков или может быть наша недоработка (лишние опасения или риски).
Замминистра финансов предложил включить эту тему в план работы Союза на ближайшую перспективу.
Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации:
– Развитие профессионального объединения заказчиков в новую форму обусловлено еще и новыми вызовами экономики России. Время требует более активного вовлечения практиков в работу: то есть, тех, кто каждый день на себе испытывает юридические новеллы законодательства, которое постоянно меняется. Это не значит, что базовый закон является плохим, просто перед страной стоит масса технологических вызовов, на которые надо оперативно реагировать.
Елена Дыбова попросила Союз закупщиков взять в работу следующие проблемные вопросы: формирование и стандартизация технических заданий, оптимальное определение НМЦК, развитие экспертизы, производственная кооперация и изменение логистических цепочек, сбалансированная работа контрольно-надзорных органов.
– Базовая проблема: бизнес перестал видеть в рынке госзаказа и работе с крупными компаниями потенциал для дальнейшего роста. Нам предстоит совместно с Союзом закупщиков раскрыть привлекательный потенциал нашего рынка. С точки зрения цифровых решений и удобства, мы создали одну из лучших систем, а с точки зрения практики и предпринимательских рисков, еще есть над чем потрудиться. У нас много нерешенных задач, поэтому работа Союза закупщиков очень востребована. Верю, что у этой организации большое будущее и большие цели в отстаивании интересов российского рынка.
Михаил Евраев, губернатор Ярославской области :
– Убежден, что работа Союза будет содействовать дальнейшему совершенствованию государственной системы закупок. Гильдия очень много сделала в этом направлении. Это важно как для всей страны, так и для отдельно взятых регионов, в том числе и для нашей Ярославской области.
Предполагается создание единого Экспертного совета Союза, в который войдут (в том числе) и представители органов власти.
Андрей Садофьев, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», член правления «ОПОРЫ РОССИИ»:
– В свое время Экспертный совет Гильдии собрал не теоретиков, а в основном практиков. И в этом безусловное преимущество организации. Это большая полезная история, объединившая специалистов со всей страны. За годы работы организации подготовлена масса аналитических документов для регуляторов закупочной системы. При ее экспертной поддержке государством принято множество правильных решений. Но теперь перед Союзом закупщиков России, в который выросла Гильдия, стоят новые проблемы. Бюджетные деньги – это будущие инвестиции. Одна из ключевых ответственностей заказчика любого уровня сделать все, чтобы предприятия и бизнес, работающие в субъектах, были максимально заняты в закупках. Это посильная задача только при профессиональном подходе к ее решению, при сбалансированном взаимодействии государственных систем: ЕИС и ГИСП, региональных механизмов промышленной кооперации. Это и новая цель Союза закупщиков, и тема ближайшего Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».
Антон Гетта, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции:
– Одна из общих задач Союза закупщиков России и органов законодательной власти – эффективное расходование бюджета. Также замечу, что новое название организации не случайно созвучно Союзному государству России и Белоруссии. Нам предстоит большая работа в том числе на этом поле.
Программа минимум – новые полезные функции Союза
Кодификация закупочного законодательства. Дискуссия об этом идет давно: привести в согласованный вид все три закона, которые регулируют закупочную деятельность: 223-ФЗ, 44-ФЗ, 275-ФЗ. Объединение или сближение этих законов нецелесообразно, но кодификация – вполне обоснована. В рамках Союза будет создана специальная рабочая группа, которая в инициативном порядке начнет трудиться над этой задачей при поддержке Государственной Думы.
Анализ рынка по предметам закупок и при расчете НМЦК. Далеко не все заказчики имеют возможность проводить такой анализ, не все знают в достаточной степени конкурентный рынок даже собственного региона, не говоря уже о всей Российской Федерации. А с учетом санкций, изменения цепочек поставок картина становится «нечитаемой» даже для опытных участников. Нужен инструмент, который поможет ориентироваться в предложении, в производственной кооперации, в новых возможностях Юго-Восточной Азии. Одна из новых полезных задач Союза – помощь заказчикам в анализе рынка по определенным предметам. Многие заказчики не могут это делать самостоятельно из-за отсутствия финансирования, компетентного персонала, сроков. Союз готов взять на себя анализ рынка по предметам закупок. Из планов закупок будут выбраны определенные позиции, по которым будут проведены глубокие мониторинги поставщиков, с тем чтобы госзаказчики или компании с госучастием могли использовать результаты полученных данных.
Проверка контрагента, аудит данных о поставщике. Изменяются цепочки поставок, приходят новые партнеры, квалификация которых неизвестна. Одно из исследований Аналитического центра при Правительстве РФ было посвящено теме пересечения предметов закупки у заказчиков разных отраслей? – Мы выявили, что порядка 30-40% предметов закупок являются пересекающимися, – рассказал генеральный директор Союза закупщиков России Павел Тихомиров. – В мире есть примеры, когда компании обмениваются результатами своего аудита. Для этого создается стандарт аудита, по которому распределяются источники поставок между потребителями. Каждый из потребителей проверяет свой сегмент. Тем самым минимизируются затраты и издержки организаций, которые обычно включаются в себестоимость. Результаты аудита в перспективе могут быть включены в базы данных о квалификации поставщиков, в рейтинги деловой репутации. Сейчас обмена такими полезными данными между организациями нет. Одно из направлений нашей работы – создание общей, доверенной базы данных, которой смогут пользоваться члены Союза, государственные заказчики и компании с госучастием.
Медиация и досудебное урегулирование споров. Тема все чаще становится актуальным запросом закупочной практики. Особенно востребована при рассмотрении жалоб. Методика внедрения медиации в госзакупки и в 223-ФЗ была поднята на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». Уже есть примеры досудебного урегулирования споров, которые реализованы не хуже, чем комплаенс, который предлагает ФАС России. Так, в Росатоме задействована внутренняя система арбитражных комитетов, рассматривающая спорные моменты участников торгов. Все предельно эффективно. Примечательно, что решения этой системы получили поддержку со стороны ФАС. Практика, безусловно, заслуживает распространения. Однако далеко не все заказчики имеют возможности для создания у себя таких систем рассмотрения жалоб, это затратная функция контроля. В рамках Союза – эти расходы можно минимизировать.
Автор: Андрей Троянский