В данный момент вопрос определения начальной максимальной цены законодательством, по сути, не регулируется. Существуют различные отраслевые методические рекомендации, которыми может воспользоваться заказчик при определении цены. Однако их явно недостаточно для того, чтобы избежать многочисленных нарушений и ошибок, которые совершаются в этой области.
Проблема еще больше усугубилась после предоставления региональным властям права совершать закупки у единственного поставщика в качестве антикризисной контрсанкционной политики. При таких закупках завышение цены становится одним из главных рисков (как с точки зрения банальной человеческой ошибки, так и в качестве потенциального коррупционного фактора).
Формально, предпосылки для ценового регулирования в законодательстве о закупках есть. Статья 22 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает основные принципы определения начальной (максимальной) цены контракта. В предусмотренных законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) определяется и обосновывается заказчиком посредством применения, в том числе, метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). К сожалению, обязательность метода и детализация его применения не регламентированы.
Опыт показывает, что наиболее адекватным решением может быть гибкая система нормирования потребностей, совмещенная с анализом текущих рыночных цен. Такие механизмы уже превосходно зарекомендовали себя в сфере лекарственного обеспечения и стройки. Однако их остро не хватает в повседневной хозяйственной практике регионов. Экономически развитые субъекты РФ аккуратно начали внедрять подобные механизмы в свою обиходную закупочную деятельность.
Московская область – в шаге от нормирования
Автоматизацию расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) с октября 2022 года начали применять в электронной системе закупок Московской области «Портал исполнения контрактов» (ПИК). * В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567. Были заключены первые 2 тыс контрактов с цифровым расчетом НМЦК. В основе лежат: а) метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка); б) проектно-сметный; в) и тарифный методы. Новый функционал в корне меняет привычные подходы к этапу планирования закупок и подготовки к торгам. Сформированный в системе Расчет НМЦК и Обоснование НМЦК заказчик подписывает электронной цифровой подписью (ЭЦП), после чего документы с вкладки файлы автоматически направляются в ЕАСУЗ в лот процедуры плана-графика. Таким образом, механизм расчета НМЦК становится обязательным звеном системы закупок, а не персональной практикой частного заказчика. Это принципиально важно для прозрачности и подконтрольности всего процесса, и еще важнее – для дальнейшего перехода к нормированию затрат.
В подробностях и документах ознакомиться с автоматизированной системой расчета НМЦК Московской области можно по ссылке:
«Сервис предиктивной аналитики» Ямало-Ненецкого автономного округа
Инновационная практика закупок была отобрана в качестве эффективной и рекомендована к внедрению Гильдией отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам. Напомним, эта крупнейшая отраслевая организация на регулярной основе отбирает и верифицирует лучшие закупочные практики регионов. После прохождения обязательной сверки с нормами федерального законодательства, практике придается структурированная форма удобная для прочтения и быстрой адаптации в других субъектах РФ. После чего она вносится в специальную Библиотеку на сайте Гильдии.
Ямальский сервис предиктивной аналитики тоже основан на информационном методе, автоматического получения референтных цен. Как правило – это цены на оборудование, мебель, инвентарь – для оснащения проектируемых и возводимых за счет средств окружного бюджета объектов. Основная задача задача – не просто добиться экономии денег, но и свести к минимуму затраты временных и трудовых ресурсов. Значительно упрощает планирование и обоснование закупок.
Система позволяет провести формирование конъюнктурного анализа цен на товары при использовании информации из открытых и (или) официальных источников о текущих ценах. Можно подобрать наилучший аналог товара, проанализировать историю цены требуемого товара, выявить целесообразность увеличения цены контракта.
Основные преимущества сервиса:
- Возможность формирования динамики цены на интересующие категории товаров;
- Возможность отслеживать динамику цен на конкретные товары из нескольких источников;
- получение конъюнктурного анализа цен на оборудование;
- обоснование начальной максимальной цены контракта;
- поиск оптимального варианта закупаемых товаров, их аналогов «цена + качество»;
- релевантный результат поиска загружаемых позиций товаров — 70%.
Интерфейс системы содержит набор очень удобных инструментов. Например, можно вводить задаваемый диапазон цен по товарной позиции, архивировать цены и источники поиска продукции в онлайн-магазинах; обновлять цены в уже найденных источниках. Есть полезная функция выгрузки данных в электронную таблицу Exel.
Кроме того сообщается, что «Сервис предиктивной аналитики» осуществляет проверку эффективности использования бюджетных средств по ранее заключенным контрактам.
Буква закона
Правовым основанием для региональных сервисов автоматизации расчета НМЦК являются:
44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315″О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»; Приказ Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации». Также потребуется подзаконный акт местного правительства.
Стройка учит экономить
Область строительных контрактов стала одной из первых, где была узаконена практика ежегодного пересчета цены контракта с использованием актуальных индексов-дефляторов.
Начиная с 2023 года вся стройка перешла к новому методу сметного нормирования и расчетов НМЦК – «Ресурсно-индексный метод». Это государственные элементные сметные нормы в единицах измерения, к которым должны применяться текущие рыночные цены по результатам актуальных мониторингов цен. Если раньше заказчики занимались такими расчетами «как придется», то теперь они обязаны руководствоваться заранее утвержденными алгоритмами. Это многократно повышает и возможности контроля, и качество исполняемости контрактов.
Цены и цели – адекватная пропорция
У автоматизированных систем расчета ценообразования огромное будущее. Это давно понимают не только в регионах, но и на федеральном уровне. Титаническая работа проделана в этом направлении Федеральным казначейством. За несколько в рамках механизма казначейского сопровождения выстроена, в том числе и система оценки адекватности и целесообразности бюджетных затрат. «Казначейское сопровождение и госфинконтроль показывают, что резервом повышения эффективности расходов бюджетных средств является совершенствование системы ценообразования, – пояснял, глава Федерального казначейства Роман Артюхин. – С возможным, в отдельных случаях, регулированием размера накладных расходов и предельного уровня рентабельности». По его словам, такие меры могут потребоваться, прежде всего, при закупках НИОКР, решений в сфере информационных технологий, при закупках сложного оборудования.
«Всем понятно, что отсутствие контроля на этапе ценообразования и на этапе исполнения контракта – две огромные «дыры» контрактной системы, пишет в январе телеграм-канал «Время госзакупок». – А потом получаем бравурные реляции, что на аукционе сэкономили 80 процентов денег. Так это вы, товарищи, начальную цену закупки впятеро задрали, а не сэкономили».
Интересно, что к практике так называемого «референтного ценообразования» подумывают вернуться в Белоруссии. Эта методика уже применялась в республике 2018—2020 г. в медицинской отрасли и показала свою эффективность, отмечалось снижение стоимости большей части лекарственных препаратов.
Есть основания полагать, что после автоматизации подходов к ценам симметричного эффекта можно ожидать не только от таблеток и строительных материалов, а от всей производящей экономики.
Автор: Андрей Троянский