ako1
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Система закупок должна содействовать воплощению национальных проектов в жизнь, не тормозить их реализацию

Система закупок должна содействовать воплощению национальных проектов в жизнь, не тормозить их реализацию
Теги: #Бюджет #Госзакупки #ОНФ #Регуляторы

О том, зачем нужно реформировать контрактную систему, и почему ее нельзя оставлять без «тонкой настройки» — сетевому изданию «Цифровые Закупки» рассказывает Антон Гетта – координатор проекта ОНФ «За честные закупки»:

– Антон Александрович, ОНФ принимает участие в работе выставки-форума «Госзаказ» с 2014 г. Насколько эффективной Вы считаете работу форума? В чем Вы видите плюсы этой площадки для проведения необходимых реформ в закупочной отрасли?

– Форум-выставка «Госзаказ» является крупнейшей в России площадкой, на которой все участники контрактной системы — заказчики, потенциальные поставщики и подрядчики, регуляторы, эксперты представители контролирующих органов, общественных объединений – каждый год, что называется, «сверяют часы».

Ведь контрактная система – это живой организм, который чутко реагирует на экономические изменения в стране; каждый год в 44-ФЗ вносятся серьезные изменения, отвечающие на новые вызовы и экономические задачи, делающие систему закупок более прозрачной и эффективной.

В этом смысле, безусловно, площадка Форума-выставки «Госзаказ» крайне важна, и не теряет актуальности каждый год. Участники закупочной сферы делятся новыми практиками, законодательными наработками, указывают на «болевые точки», где требуется навести законодательный порядок. Напомню, что ежегодно итоговая резолюция Форума ложится на стол Правительства РФ в виде рекомендаций по совершенствованию закупочного законодательства.

Сегодня мы говорим о том, что система закупок должна содействовать воплощению национальных проектов в жизнь, в не тормозить их реализацию. Например, проведение ряда закупочных процедур должно быть упрощено и ускорено.

Одна из идей, предлагаемых проектом ОНФ «За честные закупки» — это независимая экспертиза принимаемых работ/товаров/услуг. В том числе, вы упоминали, что возможен даже вариант внебюджетного финансирования такой экспертизы. Поясните, пожалуйста, этот тезис. Кто бы мог сегодня составить пул независимых экспертов? Как происходит экспертиза (принимаемых работ/услуг) сегодня? К примеру, Минпросвещения выстраивает собственную внутриведомственную систему экспертизы. Годится ли этот опыт для всей системы госзакупок?

– Речь идет о механизме пресечения сговоров между заказчиками и подрядчиками (поставщиками), когда первые закрывают глаза на качество работ, товаров или услуг, предоставленных вторыми. Чаще всего это, конечно, коррупционная составляющая. Однако при этом страдают обычные люди, вынужденные ездить по разбитым дорогам или сталкивающиеся с плохим качеством питания в детсадах и школах.

Механизм независимой экспертизы товаров и услуг предполагает исключение подобных порочных практик: в высоком качестве сделанных работ, поставленных товаров и оказанных услуг должны быть уверены все, и в первую очередь люди, ради повышения качества жизни которых и расходуются бюджетные средства. Что касается внебюджетного финансирования и пула экспертов, то очевидно, что деление здесь должно быть по отраслевому признаку, должны привлекаться экспертные объединения и организации.

Как Вы относитесь к идее создания общего информационного банка полезных решений в области цифровизации закупок? У некоторых регионов уже есть свои ноу-хау, как они могут ими поделиться с другими субъектами РФ? Не следует ли сделать принудительным этот обмен полезным опытом? Кто, по Вашему мнению, мог бы заняться реализацией данного проекта?

– Идея создания банка полезных решений в целом хорошая, однако вряд ли при этом обмен опытом должен носить принудительный характер. Субъекты и так активно взаимодействуют как друг с другом, так и с региональными управлениями по закупкам – у нас есть положительные примеры в Вологде, Москве, Санкт-Петербурге и других регионах. Ну и конечно, площадка «Госзаказа» именно и создана в том числе для обмена лучшими практиками, полезными решениями.

Нередко в сфере управления бизнесом (и в закупках, в том числе) используются зарубежные IT- разработки. Не считаете ли Вы, что необходим протекционизм государства для отечественных разработчиков?

– Еще несколько лет назад в условиях непростой экономической ситуации в стране был взят курс на оптимизацию расходов и поддержку отечественных производителей – в том числе в области IT-разработок. Прямой государственный протекционизм — это очень сильный инструмент, который может использоваться в довольно редких случаях, тогда как мы говорим все-таки о развитии прозрачной, эффективной конкуренции.

Имеет ли смысл внедрение механизма «медиации» в договор между участниками закупок на обязательной основе? Если да, то следует ли вводить определенные взыскания к стороне заблаговременно отказавшейся от включения такого механизма в договор?

Действительно, сегодня в рамках обсуждения совершенствования закупочных процедур, рассматривается возможность использования механизма медиации при разрешении вопросов между заказчиком и поставщиком во время реализации контракта. Медиация предполагает быстрое решение вопросов между сторонами без доведения их до суда, и, как следствие, без затягивания сроков исполнения контракта. В конечном счете эта мера также направлена на быструю и четкую реализацию национальных проектов.

С расширением полномочий Счетной Палаты РФ у системы закупок появляется, по сути, новый субъект контроля. Как на эту новость реагируют участники закупок? Есть ли недовольство? Есть ли вероятность, что государство в итоге откажется от идеи проверять всю цепочку прохождения средств?

По сути, история все та же: да, Счетная палата РФ наделяется дополнительными полномочиями по аудиту дочерних структур госкорпораций, публично-правовых компаний и госкомпаний. Но кроме этого будет усилен контроль расходования средств федерального бюджета, направленных на реализацию 12-ти национальных проектов. Напомню, что до 2024 года на их реализацию будет выделено 25,7 триллионов рублей. Это колоссальные средства, которые должны быть потрачены грамотно, максимально эффективно, так, чтобы после их реализации каждый человек ощутил изменения в стране к лучшему.

2 апреля 2019, 12:26
86
Теги: #Бюджет #Госзакупки #ОНФ #Регуляторы
Ещё по данной теме