Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

ПРЕИМУЩЕСТВА У ТЕХ, КТО МНОГО РАБОТАЕТ НАД СОБОЙ

Мы продолжаем знакомить наших читателей с женщинами, профессия которых связана со сферой закупок
ПРЕИМУЩЕСТВА У ТЕХ, КТО МНОГО РАБОТАЕТ НАД СОБОЙ
Теги: #У Госзаказа  женское лицо

Сегодня героиней  рубрики  «У Госзаказа  женское лицо»  стала  Елена Каминская, руководитель Государственного автономного учреждения Архангельской области «Региональный центр по организации закупок».  Примечательный факт: в сферу закупок  она пришла,  отработав 30 лет в сфере образования, включая преподавание французского и немецкого языков. Область, не имеющая даже близкого отношения к новой профессии.  Как это случилось?  С чем пришлось столкнуться на первом этапе? Помогает ли прошлый педагогический опыт в решении ежедневных,  достаточно непростых задач?   Оказывают ли влияние  гендерные различия на достижение профессионального успеха?..

Елена Геннадьевна любезно согласилась ответить на эти и другие вопросы. Интервью получилось   развернутым и интересным.  Конечно,  эта заслуга нашей собеседницы.  Профессионала с большой буквы.  Увлеченного человека.  Эффективного руководителя.  Наконец, обаятельной женщины с приятным  чувством юмора.  Предлагаем  читателям сетевого издания «Цифровые Закупки»  эту  беседу, безусловно,  заслуживающую большого   внимания. Еще одно маленькое дополнение: Елена Каминская стала одним из победителей фотоконкурса «Стоп-кадр: 15 лет в авангарде закупок».  С этого и  началась наша беседа с ней.

            

                     «МНЕ СУДЬБОЙ БЫЛА УГОТОВАНА РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА»

—  Елена Геннадьевна,  конечно, хочется еще раз поздравить Вас с победой в фотоконкурсе. В ходе его проведения, во время нашего заочного общения, отвечая на мой вопрос о стаже в сфере закупах, Вы упомянули, что до этого еще работали преподавателем двух иностранных языков. Признаюсь, было очень неожиданно это  услышать. Чаще всего в закупки приходят с экономическим, юридическим, финансовым  образованием. Хотелось  бы в начале нашей беседы узнать: а что  определило выбор Вашей первой профессии? Детская мечта… Обстоятельства… Или что-то другое?..

— Я закончила факультет иностранных языков Архангельского педагогического института имени М.В. Ломоносова (сегодня это Северный (арктический) федеральный университет). Затем, уже спустя годы, была профессиональная переподготовка в сфере государственного и муниципального управления. А на тот момент выбор был совершенно осознанный:  я с детства знала, что буду работать с детьми.  Мечту я осуществила и ни разу об этом не пожалела.

Анализируя недавно свой 30-летний педагогический путь, пришла к выводу, что мне судьбой была уготована роль экспериментатора на каждом новом месте, работая сначала учителем, потом завучем, директором в школе, затем, уже будучи управленцем в муниципалитете, в региональном министерстве, я всегда неизбежно попадала в процесс освоения чего-то нового, создания инновационных продуктов или апробации процессов нововведений. Шучу, что есть такая функция – «ликвидатор», а я по жизни, наоборот, «создатель»: создавали в городе систему предпрофильного и профильного образования, в области – систему государственного надзора и контроля в сфере образования. Есть интересный опыт управления негосударственным образовательным учреждением. И когда вдруг встал вопрос о необходимости формирования системы повышения квалификации специалистов в сфере закупок, то раздумий почти не было – хотелось, конечно, получить и опыт дополнительного профессионального образования.

— Вы всю жизнь посвятили образованию и вдруг – сфера  закупок?  Воля случая?..

— Наверное, да.  Не буду лукавить, что привлекла меня именно сфера закупок. Я, наверное, тогда согласилась бы на любую сферу деятельности, хоть здравоохранение, сельское хозяйство,  строительство… Но попала в такую отрасль, где волшебным образом переплелись, наверное, все области деятельности человека – закупки. Мне, конечно, интересен был процесс создания нового типа учреждения, где производственная деятельность пересекается с процессом подготовки специалистов, повышения их квалификации, где происходит синтез теории и практики, где управление отраслью региона идет через формирование методологии и образование специалистов.

На тот момент у регулятора, контрактного агентства Архангельской области, шла серьезная работа по анализу эффективности закупок. Итогом этой целенаправленной деятельности и стало создание в 2014 году отраслевого учреждения «Региональный центр по организации закупок» с двумя инновационными направлениями: централизация закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и повышение квалификации специалистов по закупкам.

— Помните свои первые впечатления, когда познакомились с закупками?  Не появилось первого чувства – нет, это не мое?

— Хорошо помню. Я всегда, даже когда была далека от этой сферы, очень уважала закупщиков. Люди, способные разобраться во всех этих юридических и экономических хитросплетениях, вызывали и вызывают у меня искреннее восхищение. Вопроса «мое-не мое» вообще не стояло. Я ведь не являюсь специалистом по закупкам как таковым, не погружаюсь в пучину всех закупочных тонкостей. Хотя изучать законы,  и 44-ФЗ, и 223-ФЗ, и знакомиться с массой подзаконных актов, методических рекомендаций, конечно, приходится систематически, чтобы быть в теме. Но моя роль другая. Я – управленец, моя задача стратегическая: организовать все необходимые процессы. И в первую очередь процесс образовательный. Приоритет образования в деле подготовки специалистов у нас незыблем, и это важно. Кадры, как всегда, решают,  если не все, то очень многое. Поэтому все это очень даже мое! Радует то, что в данном ключевом вопросе у нас единство и с регуляторами, и с методологами.

— Какие первоочередные задачи  пришлось решать на новой должности?

— В первую очередь, конечно, организационные. Необходимо было создать нормативно-правовую основу деятельности учреждения (перешерстили весь интернет – аналогов на тот момент в России не было).  Найти место дислокации (мне кажется, осенью 2014 года я знала практически наизусть все предложения по аренде офисов в городе). Набрать специалистов и, самое главное, – сформировать коллектив. Время для открытия учреждения тогда было не самое радостное, по большому счету их чаще закрывали и ликвидировали. Но мы прорвались. Хотя сначала функционировали в половину штатной численности, всего 11 человек. Создавались мы как бюджетное учреждение и в силу разноплановости  деятельности никак не вписывались в общероссийский ведомственный перечень государственных услуг. Год промаялись и переквалифицировались в казенное учреждение, а спустя еще два года – в автономное. Так что тут тоже пришлось поэкспериментировать пока не пришли к нужному формату.

—  Даже,  если Вам  не  надо было погружаться в пучину всех закупочных тонкостей, новые знания все же пришлось приобретать.  Каким образом?

— В первую очередь – самообразование. Это ежедневно. Так сложилось с самого начала трудовой деятельности. В любой отрасли надо держать руку на пульсе. А уж количество и скорость изменений в законодательстве контрактной сферы – это притча во языцех. В современном мире информации на нас обрушивается огромный вал, поэтому надо знать, где искать нужную,  и фильтровать источники. В этом плане очень помогает общение с профессионалами. Ориентируемся на пул ведущих в России экспертов, многие из которых стали уже не только коллегами, но и друзьями – это Ольга Беляева, Олег Гурин, Елена Гуцелюк, Елена Игнатенкова, Виталий Кикавец, Кирилл Кузнецов, Павел Лисин, Елена Пластинина, Джамиля Созаева (надеемся, что этот список еще будет расти).

Шестой год подряд мы проводим конференции, значимые и востребованные мероприятия в профессиональном закупочном сообществе Архангельской области: в июне – межрегиональную (по 44-ФЗ), в октябре – региональную (по 223-ФЗ). С удовольствием ездим к коллегам в регионы на интересные встречи – это уникальная возможность узнать из первых уст о последних событиях и нововведениях в сфере корпоративных закупок, получить рекомендации ведущих экспертов, услышать мнение надзорных органов по интересующим вопросам, а также обменяться опытом и приобрести полезные контакты в профессиональном кругу.  Ну и, естественно, дополнительное профессиональное образование – курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку – тоже не сбрасываем со счетов.

ЗАКУПЩИКИ – СПЕЦИАЛИСТЫ  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

— Елена Геннадьевна, теперь, по прошествии  почти шести лет, можете сказать – чем Вам интересна сфера закупок?

— Прежде всего, тем, что эта сфера очень динамично развивается (но в этом и сложность, кстати). Тем, что, как я уже говорила, она находится на стыке разных областей деятельности, разных отраслей (в этом разнообразие, это интересно и очень нескучно). Закупщики – универсальные специалисты. Ежедневно они решают задачи по организации эффективной и качественной закупки самых разноплановых товаров, работ и услуг – от продуктов питания и канцелярии до ремонтных и строительных работ, транспортных средств или лекарственных препаратов. Конечно, требуется огромный объем знаний, опыта и предельной концентрации внимания к деталям и особенностям нормативных документов. Это работа аналитическая, что всегда держит мозг в тонусе, человек непрерывно развивается.  К тому же закупки – это постоянное общение  с людьми, что само по себе  очень занимательно и, кроме того, дает большой материал для умственной деятельности, собственного совершенствования.

— Расскажите, пожалуйста, несколько подробнее о деятельности Государственного автономного учреждения Архангельской области «Региональный центр по организации закупок», которое Вы возглавляете.

—  Один из основных видов деятельности нашего Центра – организация закупок товаров, работ, услуг для отдельных видов юридических лиц: государственных учреждений Архангельской области и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Архангельской области в совокупности превышает 50 процентов. Пять лет силами наших специалистов мы осуществляем централизацию закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ в Архангельской области. За эти годы проведено более 5 000 закупок на сумму почти 5 млрд рублей. Экономия средств при этом составила более 400 млн рублей.

С 2015 года в регионе началась большая методическая и образовательная работа по повышению квалификации государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений области, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг: это десятки семинаров, совещаний, круглых столов, конференций;  тысячи слушателей дополнительных профессиональных программ и участников мероприятий, которые востребованы теперь у специалистов не только государственных учреждений, но и муниципальных и федеральных организаций. В этом заслуга, прежде всего, наших специалистов по учебно-методической работе, экспертов, методистов Центра.

— Как строилась работа Центра в период сложившейся эпидемиологической ситуации?

— Ситуация с коронавирусом  нас, как и многих, взбодрила в том плане, что пришлось срочно перестраивать привычную работу. Режим самоизоляции вынудил большинство наших специалистов «уйти в тень» – работать удаленно из дома. Главная задача в этот период была, конечно, обезопасить людей, сократить до минимума возможность заражения. Но мы научились работать в новых условиях: и закупочный, и образовательный процесс шли дистанционно, благо, что для этого есть все необходимые возможности: функционирует региональная информационная система управления закупками Архангельской области, интегрированная с единой информационной системой в сфере закупок; введены в действие дистанционные модули образовательной платформы.

— Какие достижения Центра Вы считаете главными?

— Как показывает опыт, качественное образование –  это, прежде всего, образование личностно-ориентированное и практико-ориентированное. Именно на этих двух важных факторах и основывался проект «Персонифицированные модели повышения квалификации специалистов в сфере закупок», для реализации которого Министерством образования и науки Российской Федерации в 2015 году нашему Центру был присвоен статус Федеральной инновационной площадки. Конечно, единый подход к реализации дополнительного профессионального образования необходим и важен. Однако, потребители наших образовательных услуг разнообразны, как по возрасту, так и по образованию, опыту работы, функционалу деятельности и т.д. Игнорировать это разнообразие, не реагировать на запросы слушателей не профессионально, поэтому также разнообразны должны быть и предложения на рынке образовательных услуг.

Инновация нашего проекта заключается в модернизации образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса. Это индивидуализация образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей слушателей. Специалист может выбрать удобное ему по продолжительности обучение: краткосрочную стажировку или долговременный «Образовательный абонемент».

Учитывая то, что Архангельская область является одним из крупнейших регионов Северо-Запада России (занимает почти 600 тыс. кв. км, превосходя по площади многие европейские страны), в силу территориальной удаленности и труднодоступности многих районов особенно востребованы дистанционные образовательные технологии.

Ну и самое главное – диверсификация программ по содержанию: разноуровневые (для руководителей, для специалистов);  разноотраслевые (есть своя специфика в здравоохранении, строительстве и др.);  разнофункциональные (для заказчиков, для поставщиков). Таким образом, вариативность программ – главное условие персонификации моделей повышения квалификации.

Теоретические знания обязательно должны подкрепляться формированием необходимых практических умений и навыков. Для этого в Центре функционирует стажировочная площадка, осуществляется тьюторская поддержка слушателей, формируются наставнические проекты.

Расширяя деятельность по внедрению персонифицированных моделей повышения квалификации специалистов в сфере закупок, в 2016 году Центр разработал и реализовал социальный проект «Умная мама», который был рассчитан на женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Его задачи: создание условий, способствующих возвращению женщин к трудовой деятельности, сокращению периода их адаптации к условиям труда; обеспечение совмещения женщинами семейных обязанностей с профессиональной деятельностью; повышение профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности женщин на рынке труда. Обучение осуществлялось по специально разработанным дополнительным профессиональным программам. Был сформирован максимально удобный для данной категории слушателей курсов режим обучения с учетом занятости мам, возможностью свободного учебного графика и при необходимости обучения в вечернее время и в выходные дни. Соблюдался эффективный баланс между различными видами учебной деятельности (лекции, практические работы, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации), использовались групповые и индивидуальные формы проведения учебных занятий.

Деятельность  Центра в рамках Федеральной инновационной площадки по созданию персонифицированных моделей повышения квалификации специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг» была признана Министерством просвещения Российской Федерации лучшей практикой в сфере дополнительного профессионального образования, рекомендована к распространению и внедрению в массовую практику образовательных организаций страны.

С 2018 года контрактным агентством Архангельской области и Региональным центром по организации закупок начата целенаправленная деятельность по формированию системы непрерывного образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг. Это пятилетний проект, задачей которого является модернизация системы дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок с учетом основных направлений социально-экономического развития России, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Для этого необходимо обеспечить непрерывность и инновационный характер образования, привести содержание и структуры дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок в соответствие с современными требованиями, повысить его качество и доступность.

Ожидаемый эффект от реализации инновационного образовательного проекта – повышение уровня квалификации специалистов в сфере закупок. Это в свою очередь позволит сократить количество нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении закупочной деятельности, обеспечить открытость и прозрачность государственных, муниципальных и корпоративных закупок, а также в целом повысить их эффективность. Опыт создания системы непрерывного образования специалистов универсален и может быть транслирован в другие отрасли и регионы как полностью, так и помодульно.

МОЛОДЫМ ВЕЗДЕ У НАС ДОРОГА!   СФЕРА ЗАКУПОК – НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ

— Расскажите, пожалуйста, о своем коллективе.  Сколько человек сегодня трудится в Центре? На фото, которое Вы прислали, видно, что Вас окружает молодежь.  Как Вы оцениваете уровень их подготовки?  На Ваш взгляд, почему им интересно работать в сфере закупок?  Они видят эту профессию для себя перспективной?

— Сегодня мы наконец-то работаем в полной штатной численности – у нас трудится  23 человека. Коллектив по возрасту достаточно гармоничен: основная масса (почти половина) – самый работоспособный возраст от 30 до 40 лет, четверть – совсем молодые работники до 30 лет и столько же опытных специалистов, асов своего дела. Есть,  у кого учиться и есть кому учить. Систему непрерывного образования специалистов  обкатываем, в первую очередь, на себе, поэтому уровень квалификации наших закупщиков, специалистов по закупкам, экспертов довольно серьезный, несмотря на молодость.

Популярность этой профессии оправдывается часто тем, что она достаточно уважаема в обществе, востребована, неплохо оплачиваема, дает возможность карьерного роста, интересна, не рутинна и перспективна.

— Как прошлый опыт педагогической деятельности помогает Вам на должности руководителя Регионального центра по организации закупок?

— То, что я имею опыт управления муниципальным и негосударственным образовательными учреждениями, опыт работы в системе образования города, в контрольно-надзорной деятельности в сфере образования региона, конечно, помогает и здесь. Умения организовывать рабочий процесс, выстраивать коммуникации, генерировать идеи, дозировать контроль, видеть перспективы, планировать и направлять деятельность коллектива в определенное русло, мотивировать к нужным целям – универсальные умения, необходимые в любой отрасли руководителю любого уровня. Поэтому да, очень выручает и умение работать с документами, и способность анализа ситуации, и ориентация на позитив. Благодарна всем учителям, встретившимся мне на жизненном пути, за то, что сформировали меня как педагога, как методиста, как контролера, как руководителя! Но и сейчас я каждый день продолжаю учиться, потому что… потому что просто по-другому не умею!

— А насколько, по-Вашему, важно умение работать в команде?

— Думаю, что важно. У нас все-таки не футбольная команда, где одна «звезда» может сделать игру. Невозможно воплотить серьезный проект без четко скоординированной деятельности всей команды. Для того, чтобы коллектив добился успеха в совместной работе, необходимо соблюдение определенных правил. Люди должны уметь общаться, корректно взаимодействовать друг с другом в рабочем процессе. Для этого нужна эмоциональная устойчивость и гибкость, я считаю. Уметь слушать и понимать друг друга. Хорошо бы было стремление сглаживать конфликтные ситуации, решать споры «без потерь», а лучше предотвращать их.

В любой команде ценится уважение к коллегам, чувство такта, желание помочь, способность подчинить свои амбиции интересам коллектива. Все эти умения важны не только на работе, но и в целом по жизни (например, в семье). Так что стоит работать над собой в этом плане.

— Какие качества Вы  больше всего цените в своих сотрудниках?

— Мне очень нравится работать с молодежью! От них постоянно заряжаешься энергией, позитивом, желанием учиться и постоянно узнавать новое. Я ценю в коллегах ум, ответственность, порядочность, надежность, высокую работоспособность, быструю обучаемость, креативность и трудолюбие.

— Число женщин в закупках превышает число мужчин. Можно ли здесь говорить о преимуществах одних перед другими?

— В этом вопросе у меня подход сугубо индивидуальный – считаю, что все зависит от человека. Неважно мужчина или женщина, любой человек может быть профессионально грамотным, опытным, внимательным, активным, эрудированным. Конечно, мы все знаем, ну или хотя бы слышали о гендерных различиях мужчин и женщин, но все это очень субъективно, мне кажется. Никто не застрахован от того, что в его коллективе не встретятся мужчины с женским типом поведения и наоборот. Опять же одно дело то, что дала тебе природа, и совсем иное, что было заложено по жизни: важную роль играет воспитание, образование, особенности характера и темперамента, личностные индивидуальные особенности человека и еще огромное количество факторов. Так что обобщать тут я, наверное,  бы  не стала. Преимущества у тех, кто много работает над собой.

— Вы неоднократно участвовали в Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» и отзывались об этом мероприятии более чем положительно. Насколько важно обмениваться опытом с коллегами из других регионов и, в частности, на площадке крупнейшего  в стране мероприятия в сфере закупок? 

— Вот правильно говорят, что понимаешь необходимость чего-то, только лишившись этого. Именно сейчас, когда мы серьезно ограничены в очном общении, в полной мере ощущаешь важность встреч и общения с коллегами. Ведь основная цель таких значимых мероприятий как Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» – открытый конструктивный диалог участников, поиск  решений в обсуждении самых сложных и неоднозначных практических вопросов.

Темы докладов, включенных в программу форума, всегда вызывают неподдельный интерес слушателей, помогают в практическом применении норм законов в закупочной деятельности.

Очень надеемся, что в скором времени нас снова ждут великолепные лекции, полезные дискуссии, запоминающиеся мастер-классы, яркие и содержательные встречи с экспертами и коллегами!

Автор: Елена Полякова

16 июля 2020, 15:43
419
Теги: #У Госзаказа  женское лицо
Ещё по данной теме