О динамике развития рынка закупок и комфорте его участников сетевому изданию «Цифровые Закупки» рассказывает Дмитрий Серединцев – директор по государственному заказу Федеральной электронной площадки «ТЭК-Торг»:
– Дмитрий Сергеевич, недавно ваша площадка зашла в область действия 44-ФЗ. Как вы себя чувствуете на этом поприще? Не трудно ли конкурировать со сложившимися масштабными лидерами на этом поле?
– Среди гигантов мы чувствуем себя вполне уютно, потому что в скором времени дополним их ряды и сами станем крупной площадкой. Чем обусловлена моя уверенность? Во-первых, это очень крутой штат квалифицированных специалистов, которых мы собрали в рядах нашей компании. Это лучшие специалисты на рынке, которые работают в теме государственных и корпоративных закупок уже более десяти лет. Это позволяет нам говорить с заказчиками на общем языке, понимать все нюансы их дела и выдавать конструктивные решения.
Второе преимущество – это наше дебютное положение. Ведь начав работать по 44-ФЗ с 1 октября 2018 года, мы поставили себя в очень жесткие условия по сравнению с гигантами. Нам до 2020 года нужно набрать 5% по стоимостному объему закупок и 5% по количеству лотов. Задача не из простых. Но на данном этапе развития мы прилагаем колоссальные усилия, чтобы ее реализовать и добиться этих, установленных правительством показателей. К этому уже не стремятся наши более крупные конкуренты, для которых монетизация, естественным образом, поставлена во главу угла. У нас – жесткий KPI – это заставляет нас работать быстрее, четче реагировать на потребности заказчика. Мы не можем пренебречь даже самым маленьким заказчиком. Это также фактор успеха.
– Есть ли у вас какие-то уникальные сервисы и IT-решения?
– Безусловно, мы внимательно изучили рынок, исследовали все предложения: вырабатываем новый функционал нашей площадки, который пока держим в секрете, чтобы эти конкурентные преимущества оставались таковыми.
– Насколько, по вашим наблюдениям, изменился менталитет тех, кто работает сегодня в системе закупок вместе с цифровизацией?
– Могу привести простой пример трансформации из «заказчика-2005» в «заказчика-2019». Прежде это был абсолютно замученный бумажными потоками человек, который даже слово «аукцион» воспринимал с большой настороженностью. (Новизна, опасения, что поставщики не поймут принципы участия в процедурах, недоверие к закону и т.д. ). Теперь же заказчик даже считает лишним звеном электронный конкурс. Все настолько привыкли к аукционам, эта форма настолько укоренилась в сознании участников контрактной системы, что возникают заказчики, осознанно меняющие возможность проведения конкурса на аукцион. Второе – это существенные преобразования в системе ЕИС, которая становится достаточно гибкой: помимо дополнительных заморочек (будем откровенны), она теперь дает заказчику и дополнительные возможности. Прежде всего это касается урегулирования, упорядочивания последовательности действий при каждой закупке. Возможности отслеживать все этапы закупок, не пропуская ключевые даты. Все это благодаря цифровым технологиям. Если раньше ЕИС можно было смело называть «доской объявлений», то сейчас – это полноценная система для организации качественной закупочной деятельности.
– Какая из инициатив, предложенных регуляторами на XV Форуме-выставке ГОСЗАКАЗ, кажется вам наиболее перспективной?
– Я как представитель федеральной электронной площадки, сетую за наших клиентов, за те решения, которые упрощают жизнь заказчикам. Понравилось то, что упрощено планирование, нравится идея о системе коротких аукционов с расширением возможности для заказчика с 3 до 5 миллионов. Это значит, что большее количество торгов будет проводиться быстрее. А значит, заказчики не будут ждать до октября/ноября. Появляется возможность быстро освоить средства. А что такое для заказчика – быстрое освоение средств? Это вылечить пациента, обучить ученика, довести социальные услуги до нужной точки. Заказчики получают в руки более удобный и быстрый инструмент работы.
– Есть ли ощущение, что предложенным пакетом решений государство, наконец, заполнило картину закупок недостающими паззлами, и система наконец получила завершенный вид?
– Да, теперь от планирования до подписания акта весь процесс оцифрован. Этому, конечно, будет способствовать внедрение электронного документооборота. Без преувеличения могу сказать, что по своей информационной насыщенности российская система закупок находится в пятерке мировых лидеров.
– А какие решения зарубежных партеров достойны копирования в России?
– Изучая опыт зарубежных систем, можно констатировать: все лучшее, что можно было повторить, мы уже повторили. Поделюсь примером из личного опыта. В свое время, когда я трудился в Минэкономразвития, мы в Канаде подсмотрели любопытный опыт: орган, который рассматривает жалобы на заказчиков, выкладывал свои решения в интернет (есть жалоба – есть соответствующее решение). Вернувшись, мы обсудили с коллегами внедрение подобной практики в России, что было исполнено в ближайшем чтении поправок к закону.
– Это сказалось на прозрачности закупок?
– Безусловно. Во-первых, это делает понятными решения контролирующих органов; во-вторых – позволяет поставщикам понять принципы работы системы и оценить, стоит ли обжаловать действия заказчика, или они находятся в рамках закона. У нас были не только заимствованные решения при выстраивании системы закупок. По многим параметрам мы сами приходили к необходимости изменений. А сейчас, я полагаю, мы сами находимся в таком положении, когда у нас можно заимствовать определенные ноу-хау.