Как стало известно, в ближайшее время Государственная Дума рассмотрит пакет изменений, касающихся усиления ответственности за картели, включая уголовную.
Сетевое издание «Цифровые Закупки» обратилось за комментарием к нашему постоянному эксперту – Андрею Тенишеву, начальнику Управления по борьбе с картелями ФАС России, который любезно согласился ответить на наши вопросы.
— Андрей Петрович, как Вы считаете, новый законопроект будет способствовать снижению количества картельных сговоров?
— Да, действительно, в настоящее время в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации внесен проект закона, предусматривающий усиление уголовной ответственности за заключение картелей. Разработанный законопроект предусматривает не только усиление уголовной ответственности, но и выделение в отдельный состав преступления сговоров на торгах, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, введение специального субъектного состава за участие в картелях для акционеров, членов коллегиальных органов и директоров компаний.
Делать какие-либо прогнозы относительно количественного сокращения числа картелей представляется затруднительным по причине высокой латентности заключаемых картелей. Но тот факт, что внесение изменений в части усиления уголовной ответственности за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений окажет влияние на деятельность участников картельных сговоров или его потенциальных участников, имеет место быть.
— На Ваш взгляд, данные меры будут носить превентивный характер и картели попросту не будут появляться? Или стоит ждать в ближайшее время громких уголовных дел, так как участников картельного сговора не напугаешь изменением законодательства?
— Уголовно-правовые нормы призваны не только охранять права и свободы человека и гражданина, но и направлены на предупреждение совершения преступлений.
Влияние уголовного наказания на заключение картельных соглашений представляется очевидным. Представьте себе, что вы являетесь организатором картеля или его участником, а организацию привлекают только к административной ответственности при наличии признаков уголовного преступления, – это одна ситуация. Прямо противоположной является ситуация, связанная с возможностью привлечения к уголовной ответственности физического лица, создавшего или руководившего картелем с учетом наличия признаков уголовного преступления, и назначением реального наказания. И здесь представляется, что понимание возможности привлечения к уголовной ответственности и назначения наказания в виде реального срока лишения свободы должно иметь сдерживающий характер для потенциальных нарушителей.
Мы не говорим о том, что предлагаемые изменения приведут к массовым уголовным делам. Нет, порядок расследования уголовных дел и доказывания картельных соглашений остается прежним. Речь идет как раз о превентивной норме уголовной статьи, целью которой является сдерживающий характер совершения противоправных действий.
Относительно того, стоит ли ждать каких-либо громких уголовных дел, на мой взгляд, говорить об этом очень трудно, так же как и делать какие-либо прогнозы относительно полного «искоренения» картелей. Ведь ежегодно для проведения государственных закупок и закупок компаний с государственным участием из бюджета выделяются миллиарды рублей, что является лакомым куском для участников картельных сговоров.
— В связи с данными изменениями планируется ли увеличение штата вашего подразделения? Ведь и так известно, что процесс расследования очень трудоемкий и длительный. И не получится ли так, что ответственность ужесточилась, а призывать к этой ответственности некому?
— Предлагаемые изменения в проекте закона не потребуют увеличения штатной численности сотрудников Федеральной антимонопольной службы в связи с тем, что предварительное следствие по делам, связанным со статьей 178 УК РФ осуществляется правоохранительными органами, к которым наше ведомство не имеет никакого отношения.
— При разработке данного пакета изменений разработчики проводили консультации с силовыми структурами и проектом ОНФ «За честные закупки»?
— Процедура общественного обсуждения законопроектов и согласования с заинтересованными ведомствами является одним из обязательных этапов при разработке проектов. Мы неоднократно обсуждали проектируемые нормы с правоохранительными органами, Общероссийским народным фронтом «За честные закупки», в том числе и с бизнес-сообществом.
— Россия – пионер в подобном ужесточении или мы идем по западному пути?
— Россия не является пионером в ужесточении уголовной ответственности. Уголовная ответственность за заключение картелей установлена в таких странах, как США, Канада, Бразилия, Великобритания, и многих других государствах. В то же время говорить о том, что мы идем по западному пути, было бы не совсем верным. Сложившаяся правоприменительная практика привлечения к уголовной ответственности по статье 178 УК РФ диктует необходимость внесения изменений в уголовное законодательство.
Конечно, мы изучаем зарубежный опыт антикартельной деятельности. В частности, в ходе организованных ФАС России встреч с конкурентными ведомствами, например, Бразилии, Индии, Китая, ЮАР, Италии, Колумбии, Еврокомиссией, а также при проведении иных мероприятий. Но необходимость разработки изменений в национальном уголовном законодательстве вызвана исключительно анализом роста заключаемых картелей и соотношения количества возбужденных административных и уголовных дел.
— Ваш прогноз: каков ориентировочный срок принятия законопроекта?
— Принятие законопроекта является достаточно длительной процедурой, и давать прогнозы по срокам принятия законопроекта представляется нецелесообразным, так как законопроект находится еще на стадии предварительного рассмотрения в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации.