Конкурс журналистов

Счетная палата выявила слабые места контрактной системы

Комментарий Максима Рохмистрова
Счетная палата выявила слабые места контрактной системы
Теги: #Госзакупки #Закупки #контроль #СП #Счетная палата #Цифровая экономика #Цифровизация

Счетная палата РФ представила результаты мониторинга развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2018 год. Эксклюзивный комментарий сетевому изданию «Цифровые Закупки» дал Аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров.

— Максим Станиславович, по результатам мониторинга развития контрактной системы в сфере закупок, проведенного Счетной палатой, сформулирован шокирующий тезис: «Существующая единая информационная система в сфере закупок не может быть использована как надежная основа для цифровизации закупок». Что надо сделать в первую очередь, чтобы это исправить?

— Ключевая задача, которую необходимо решить для «цифровизации закупок», это, в первую очередь, перевод всего объема информации, размещаемого в ресурсах единой информационной системы в сфере закупок, в электронно-читаемый формат. При реализации указанного условия, которое закреплено также в части 1 статьи 4 Федерального закона о контрактной системе, безусловно, возможно будет использовать единую информационную систему в сфере закупок для перехода к «цифровизации закупок».

При этом хочу отметить, что, по имеющейся информации, Минфином России и Федеральным казначейством до конца 2019 года планируется завершить доработки функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок для реализации требований законодательства в части автоматизированного формирования, обработки, хранения и предоставления данных участникам контрактной системы в структурированной форме.

— В ходе мониторинга Счетная палата использовала аналитику, подготовленную проектом ОНФ «За честные закупки». Скажите, а какие еще общественные организации помогали Счетной палате в проведении мониторинга?

— В ходе проведения мониторинга Счетной палатой впервые с 2015 года были использованы аналитические материалы, полученные от ведущих общественных и экспертных организаций, профессиональных союзов и ассоциаций. В их числе: Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Общероссийская общественная организация МСП «Опора России», Торгово-промышленная палата, Ассоциация «Национальное объединение строителей», региональные объединения строителей, Центр стратегических разработок. Благодарим наших коллег за сделанные ими замечания и предложения в сфере закупок и предполагаем продолжение нашего сотрудничества в дальнейшей работе.

— Мониторинг развития контрактной системы в сфере закупок, проведенный Счетной палатой, выявил существенные проблемы. Однако, это результаты за 2018 год, а, как мы знаем, в мае 2019 года Президент подписал три закона, упрощающие системы закупок, и работа в этом направлении еще не завершена. Как Вы считаете, благодаря данным поправкам, в следующем году результаты мониторинга будут более позитивными?

— Действительно, в ежегодных мониторингах развития контрактной системы в сфере закупок Счетная палата отмечала, что законодательство в сфере закупок перегружено различными нормативными правовыми актами. При этом по отдельным вопросам имелись признаки избыточного законодательного регулирования.

В этом смысле принятие указанных законов, направленных на оптимизацию законодательства в сфере закупок, и, как следствие, на «упрощение жизни» заказчиков и участников закупок, безусловно, поддерживается Счетной палатой.

Вместе с тем я бы хотел отметить, что в данной ситуации, когда идет «оптимизация законодательства», необходимо уделить особое внимание вопросам предупреждения и предотвращения нарушений коррупционной направленности. То есть, нужно не только сохранить эти барьеры для нечистых на руку заказчиков и поставщиков, но и постоянно вести работу по совершенствованию таких барьеров.

Ну, и, конечно, если итоги этой «оптимизации» будут совмещены с полноценной «цифровизацией закупок», то в будущем можно ожидать существенных положительных изменений по результатам мониторинга развития контрактной системы в сфере закупок.