В первый день XX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» состоялась масштабная презентация возможностей Единой информационной системы в сфере закупок (ГИС ЕИС). С 1 января 2025 года вступила в силу обновленная версия ГИС ЕИС ЗАКУПКИ 15.0.
Участники панельной дискуссии «Новации и цифровые решения в сфере контрактных отношений», организованной Казначейством России, ознакомились с новыми техническими возможностями системы, а также с подробной публичной аналитикой больших данных, которые система собирает, обрабатывает и выдает в режиме онлайн. “ГИС ЕИС – это не просто платформа, это инструмент управления”, – подчеркнул Иван Прокофьев, руководитель проектного офиса по цифровизации контрактной системы.
Цифры и факты, отражающие итоги развития российской экономики в годовом экономическом цикле представила замруководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе.
На сегодняшний день ГИС ЕИС – это крупнейшая и наиболее высокоразвитая система статистики в Российской Федерации, реализованная на одной программной платформе.
По данным Казначейства, закупки по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, которые анализирует система, составляют одну четвертую национального ВВП, в денежном выражении это порядка 30 триллионов рублей ежегодно.
«Сейчас мы занимаемся тем, чтобы минимизировать для наших клиентов любое влияние технологий на контракты, чтобы не приходилось по каждому контракту или по соглашению о субсидии заключать допсоглашение по изменению каждого реквизита. Мы технологически переходим на импортозамещенные системы, на централизацию платежных центров», – рассказала Анна Катамадзе.
Цифровая трансформация закупок все еще продолжается, хотя сегментов внутреннего рынка, не охваченных аналитикой ЕИС, практически не осталось. По словам Анны Катамадзе, за 20 лет развития контрактной системы, в России была выстроена единая информационная среда закупок.
Последними достижениями на этом пути стали: цифровой контракт по электронным процедурам в рамках Закона № 44-ФЗ; внедрение системы автоплатежей в сфере госзакупок, применение машиночитаемых доверенностей; дополнительные возможности реестра контрактов; доработка функционала электронного актирования; интеграция данных о закупках в соответствии с Законом № 223-ФЗ в систему учета; ГИС «Независимый регистратор»; дальнейшее развитие системы ГИС ТОРГИ.
В системе ГИС ЕИС появился новый обязательный функционал, который был презентован участникам дискуссии. Оцифрованы дополнительные соглашения и соглашения с единственным поставщиком. Это делает подконтрольным и прозрачным огромный пласт национальной экономики, в котором раньше могли происходить нарушения. Заключение электронного структурированного контракта с едпоставщиком на прямых основаниях стало обязательным с 1 апреля 2025 года.
Также законодатель предусмотрел возможность заключения контрактов с едпоставщиком по результатам несостоявшейся конкурентной закупки (0 заявок). Такое право предусмотрено с 1 января 2025 года. А обязанность заключения таких договоров в электронной структурированной форме наступит с 1 июля 2025 года.
Анна Катамадзе сообщила, что Казначейство перевело все допсоглашения и контракты с единственным поставщиком в электронный структурированный вид, оснастив всю процедуру необходимым нормативным и техническим функционалом. Обе стороны: и заказчик, и единственный поставщик будут работать в личных кабинетах ЕИС. Контракт подписывается электронными подписями в ЕИС двумя сторонами, с этого момента становится юридически значимым документом. ЕИС позволяет однозначно идентифицировать полномочия всех лиц (даже если используются машиночитаемые доверенности). Это исключает любые разночтения или нарушения, обусловленные человеческим фактором.
Еще один жизненно важный для экономики России нюанс, о котором сообщила Катамадзе в своем докладе. Любое дополнительное соглашение автоматически будет проходить проверку на контроль целевого расходования средств (ч.6 ст.99 44-ФЗ).
Целый пакет важнейших изменений касается интеграции закупочных документов корпоративных заказчиков с Единой информационной системой в сфере закупок.
Теперь типовые положения о закупках по 223-ФЗ в обязательном порядке публикуются в ЕИС. А на закупки иностранных товаров, работ, услуг корпоративными заказчиками Правительство может устанавливать: запреты, ограничения, (в т.ч. минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения. А также устанавливать преимущества в отношении товаров российского происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых российскими лицами.
Кроме того Правительство РФ в праве определять информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара для целей 223-ФЗ. Так, заказчики по 223-ФЗ обязаны размещать годовой отчет об объеме закупок ТРУ отечественного происхождения в ЕИС (до 1 февраля года, следующего за отчетным годом). Как пояснили в Федеральном Казначействе, отчет автоматизирован: он формируется путем обработки информации, содержащейся в реестре договоров ЕИС.
Закупки из так называемого закрытого контура также полностью находятся на учете Федерального казначейства (непубличные закупки которые проводят госкомпании и госкорпорации по разрешению правительства).
Евгений Демидов, руководитель Межрегионального контрактного управления:
«В 2024 году в реестре договоров в закрытом контуре было размещено более 470 тысяч договоров на сумму более 14,7 трлн. рублей».
Статистика Казначейства позволяет отслеживать реальные эффекты от применения государственных мер поддержки бизнеса. Ранее многие нормы существовали только на бумаге. Теперь о правоприменении говорят реальные цифры.
Евгений Демидов, руководитель Межрегионального контрактного управления:
«В 2024 году в реестре договоров в закрытом контуре было размещено более 470 тысяч договоров на сумму более 14,7 трлн. рублей».
Отдельное направление развития – сервисы прозрачного расходования бюджета, их увязка на единой казначейской платформе «Электронный бюджет»
«Порядка 90% лицевых счетов – это лицевые счета регионов и муниципалитетов. Это, в том числе, социальные учреждения – детские сады, школы, больницы. На данный момент эти счета обслуживаются в наших территориальных органах казначейства. Но у нас идет большой проект по импортозамещению текущей автоматизированной системы казначейства на единую бюджетную платформу с переводом лицевых счетов и с миграцией клиентов. Это произойдет постепенно, в течение ближайшего года. У каждого автономного бюджетного учреждения появится свой личный кабинет, единый счет», – рассказала Анна Катамадзе.
Важнейший вопрос – принципы безопасности системы и импортозамещение ПО, обеспечивающего работу сервисов ЕИС. На этом направлении проделана большая работа, о которой сообщил Павел Дмитриев, начальник Управления развития контрактной системы:
«Наша цель — обеспечить технологическую независимость и безопасность ГИС ЕИС. Для этого до 2026 года мы обеспечиваем миграцию всех подсистем и реестров на отечественную СУБД Postgres Pro (отказ от Oracle), а также перевод открытой части на свободное ПО (Opensearch)».
- Федеральное Казначейство на протяжение долгих лет выступает партнером и участником XX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». На попечении ведомства находится несколько государственных информационных систем, критически важных для жизнеобеспечения экономики России: ГИС ЕИС; ГИС ТОРГИ; ГИС «Независимый регистратор»; ГАС «Управление»; ГИИС «Электронный бюджет».
Комментариев пока нет