Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Рулевая планка национальной экономики: регулирование и правоприменение в закупках

Второй день XVII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» был посвящен инструментам законодательного регулирования контрактной системы и корпоративных закупок
Рулевая планка национальной экономики: регулирование и правоприменение в закупках
Теги: #диверсификация #Импортозамещение #Правоприменительная практика

Участникам форума представили разбор правоприменительной практики в разных ракурсах: от федерального уровня и стратегических решений Правительства РФ, до специализированных настроек антимонопольного, регионального, узко-отраслевого характера.

В рамках Пленарного заседания «Оптимизационный закон: первые результаты и перспективные планы» Госдума, Минфин, Федеральное казначейство и ФАС России представили консолидированную позицию регулятора и контролеров по основополагающим нормативным документам в экономике страны. На коротком и сложном историческом отрезке жизни страны был принят пакет новых ключевых решений: «оптимизационный» ФЗ-360, «антисанкционный» ФЗ-46 и несколько десятков подзаконных актов.

Свой обзор законодательных механизмов представили, замминистра финансов Алексей Лавров, замруководителя Федерального Казначейства Анна Катамадзе, и.о. начальника управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России Ольга Горбачева, губернаторский корпус. От лица российских поставщиков и бизнеса выступила вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Елена Дыбова. Субъекты РФ предложили свои рецепты развития нормативного поля закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Разбор отраслевых аспектов закупочного законодательства состоялся в формате нескольких тематических мероприятий второго дня. Можно кратко обозначить оперативные направления этих дискуссий: а) закупки и кадровые вопросы в IT-отрасли; б) антимонопольное регулирование – федеральный центр и региональный уровень; в) закупки военно-промышленного комплекса и диверсификация; г) закупки по линии культуры и образования; д) закупочные практики и ноу-хау регионов России.

Дискуссия “Перспективы взаимодействия государства и IT-компаний в современных условиях. Риски и пути решения в области разработки ГИС” позволила взглянуть на цифровизацию с позиций системных проблем кадрового развития отрасли. Своим уникальным и живым опытом поделились крупнейшие разработчики софта и железа России. Ключевые тезисы мероприятия: Важно перестроить систему высшего образования, чтобы передачу знания и опыта осуществляли специалисты из IT сферы. С обязательным переформатированием образовательной программы под нужды реального производства. Основополагающие дисциплины (математика, программирование) должны преподаваться на первых курсах. Молодым специалистам важно обеспечить интересную работу, возможность самореализации. Люди – главный ресурс индустрии. Необходимо повысить количество бюджетных мест под IT-специальности с повышением заработной платы. Студентам должны преподавать специалисты из действующих компаний страны. Нигде не учат руководителей, поэтому важно выстроить систему развития soft-skills, когда люди поступательно развивают навыки управления. Фоном для выращивания новых специалистов должно быть предельно строгое отношение к зарубежным продуктам, а также системная поддержка компаний, которые разрабатывают рамочные решения на замену зарубежным.

Круглый стол “Диверсификация ОПК: импортозамещение как фактор роста отечественного производства” стал одним из самых ярких тематических мероприятий дня. Мероприятие традиционно проходит под эгидой ПСБ опорного банка оборонного комплекса. Если раньше речь шла о сокращении ГОЗ, которое вынуждало предприятия искать счастья на гражданских рынках, то теперь положение изменилось. Оборонный комплекс из просителя превратился в единственный источник технологий и компетенций. Согласно данным свежей аналитики 612 крупных промышленных предприятий гражданского сектора более чем на 70% зависят от импортных поставок и готовы идти в ОПК за импортозамещающими технологическими решениями и продукцией. На уровне Правительства РФ приняты новые фундаментальные меры, которые ускорят диверсификацию конвейера и трансфер технологий из военной в гражданскую сферу.

Предусмотрены две программы по производству комплектующих и компонентной базы в электронике. Запущен механизм по пополнению оборотных средств (ПП№393). В данный момент Минпромторг напряженно работает над изменением параметров финансирования: особенно в области НИОКР. Работает ПП №1649 по компенсации затрат на НИОКР.

В марте принято решение Коллегии ВПК о запуске новой программы (пока она проходит под рабочим названием) «Гражданский выпуск ОПК».

Планируется реализовать ее на площадке Агентства технологического развития. Программа предусматривает прямое финансирование проектов ОПК посредством вхождения в уставной капитал компании с последующим выкупом доли.

Новыми решениями Правительства РФ предусмотрено возмещение затрат на реинжиниринг образцов деталей, а также выдача грантов инжиниринговым центрам.

ВАЖНО! В 2022 году принято решение выделить финансирование программы реверсивного инжиниринга в стопроцентном объеме. То есть, со стороны исполнителя не потребуется привлечение внебюджетных средств.

Целое направление в оборонном комплексе мелкосерийная кооперация построено на сотрудничестве с малыми и средним бизнесом. Предприниматели не могут себе позволить дорогостоящее оборудование, зато они могут им воспользоваться в оборонном секторе. Интрига проекта в том, что на коммерческой основе МСП предоставляется доступ к станочному парку больших предприятий. Идея пользуется спросом. Все больше компаний МСП размещает свои заказы гражданского профиля на мощностях ОПК.

Дискуссия “ФАС России. Контроль в новой реальности” позволила взглянуть на экономические испытания страны в контексте антимонопольного права. Модератор: Ольга Горбачева, и.о. начальника Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России. Ключевые тезисы мероприятия:

Закупки у единственного поставщика перестают носить единичный характер. Этот инструмент будет более широко востребован в качестве ответа на санкционное давление и способ оперативного реагирование на разрыв цепочек поставок, завышение цен на сырье и комплектующие, угрозу срыва контрактов. Теперь у региональных властей появилось исключительное право его применения. В ФАС России, поступает вал обращений, связанный с ростом цен, невозможностью закупки компонентов и риска срыва сроков исполнения контракта. Одновременно выделяется и другая тенденция: общее количество поступивших жалоб по сравнению с первым кварталом этого года резко снизилось благодаря автоматизации процедуры обжалования. Реестр недобросовестных поставщиков стал работать по-другому, отмечают в ФАС. Ситуации в основном трактуются в пользу поставщика, в связи с появлением новых инструментов защиты прав поставщика. Появилась возможность заключения дополнительного соглашения, где оговариваются форс-мажорные рыночные факторы. ФАС выделяет следующие виды наиболее распространенных нарушений со стороны участников закупок: установление требований к характеристикам товара, как единственному; предъявление требований к материалам, которые не являются расходными; описание объекта закупки без применения каталога товаров и услуг;  установление порядка оценок конкурсных заявок (в порядке оценок есть возможность подтверждать опыт договорами ГПД), нет возможности проверить договор.

Круглый стол “Культурные закупки: поговорим о наболевшем” позволил взглянуть на качество работы отрасли сквозь призму экономики

С точки зрения качества закупки, стране нужен высокотехнологичный и здоровый контент, развивающий критическое мышление, способный противостоять фэйкам.

Ключевые тезисы: В РФ наблюдается падение в 4-5 раз по кассовым сборам. Кинотеатры закрывают от 20 до 30% залов, сокращается персонал и их рабочее время. Кинотеатры согласятся на выкуп 51% их доли государством. Нужна прямая помощь, со стороны бюджета, чтобы индустрия развлечений выжила в ближайшие несколько месяцев. Усилия дистрибьюторов, которые переносят сроки выхода фильма на ранние сроки, поиск контента в дружественных странах не может заменить 75% кассовых сборов, которые делал Голливуд. Нужен упор на создание контента, в том числе детского кино, которое было в СССР.  Для этого востребована качественная кадровая база – нет сценаристов. Проседают все сектора кинопроизводства.

Открытое заседание Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам» и партнеров.

Регионы – источник наиболее эффективных закупочных практик. Гильдия отечественных закупщиков – единственная специализированная организация в стране, которая занимается их сбором и изучением на системной основе.

В силу объективных особенностей российской экономики, экспериментальные площадки регионов иногда работают с опережением федеральных законов. Поэтому интересны не только правоприменительные ноу-хау субъектов РФ, но и дальнейший опыт их имплементации в 44-ФЗ и 223-ФЗ.  За 2021 год Гильдией были выявлены, верифицированы и приведены в концептуальный формат пять лучших региональных практик. Здесь действительно есть, чему поучиться: от организации сервисов малых закупок, до создания каталога типовых товаров и автоматизированного контроля НМЦК на непревышение расчетной цены.

В рамках заседания состоялось три торжественных мероприятия: Подведение итогов Рейтинга эффективности и прозрачности закупочных систем регионов за 2021 год. Награждение регионов – лидеров Рейтинга. Награждение членов Гильдии почетным знаком «За верность профессии»

8 апреля 2022, 07:49
651
Теги: #диверсификация #Импортозамещение #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.