Второй день XX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» открылся экспертной дискуссией, посвященной самому непростому вопросу правоприменения – единым правилам импортозамещения в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В прошлом году произошла реформа национального режима, обусловленная принятием постановления №1875.
Академия Контрактных Отношений проанализировала законопроект об унификации требований нацрежима, выделив и сублимировав главное в контексте непосредственной работы заказчиков и поставщиков. Получилась своеобразная инструкция для пользователей – которая поможет не допустить ошибок и обеспечить потребности конечного потребителя без ущерба для эффективности контракта.
Павел Лисин, заместитель директора Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений»:
– У заказчиков больше нет обязанностей изобретать что-либо ради того, чтобы отчитаться. Как показало наше статистическое исследование, предоставляемая информация об объемах закупок продукции российского происхождения из квотированных списков была недостоверной.
Алексей Лавров, заместитель Министра финансов Российской Федерации:
– Сейчас абсолютно нет никакой необходимости менять Постановления Правительства РФ №1875. Пока никто не доказал, что что-то написано неправильно. Все четко разъяснено. Кажется, все работает, как и планировалось.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова поблагодарила Минфин за качественно проработанную нормативную конструкцию об изъятии из нацрежима.
– Получился действительно рабочий инструмент. Для нас было принципиально важно, как сложится правоприменительная практика и какие будут результаты. Все заказчики достаточно лояльно отнеслись к идее поддержки российских производителей. Конечно учесть все нюансы действия инструмента очень трудно. Пока он отработан только с крупными заказчиками.
Появились аналогичные правила для закупки работ и услуг. Важная норма, которая призвана закрыть лазейку для импорта в обход базовых условий технологического суверенитета. Ранее этой схемой нередко пользовались при закупках электронного, телеком-оборудования и компьютерной техники. О способах решения этой проблемы, выработанных Минпромторгом рассказал директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики министерства Алексей Матушанский. Сколько разрешений на импорт выдает Минпромторг?
– Из 60 тысяч заявок на импорт поступивших от бизнеса, которые мы обработали – 20 тысяч одобрили. Когда приходит такая заявка, мы сначала спрашиваем наших производителей, могут ли они поставить или сделать соответствующую продукцию. Если они говорят, что могут, мы не разрешаем. Если говорят, что не могут, мы разрешаем закупать импортное.
Важно, что в самой Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) предусмотрен обходной маневр (можно указать обстоятельства для допуска импортной продукции, и не применения запретов с ограничениями). Это функционал для особых случаев, когда без запрещенной продукции не обойтись. С этой целью в интерфейсе системы разработали обязательные для заполнения поля «Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения», а также текстовое поле «Дополнительная информация».
Благодаря балльной системе Минпромторга система импортозамещения в закупках стала настраиваемой: возможны случаи, в которых заявка с российским товаром будет приравниваться к иностранной, если подана альтернативная заявка с предложением о поставке российского товара с более высоким уровнем локализации производства.
Татьяна Карасева, вице-президент, директор по закупкам ПАО «Ростелеком»:
«Раньше мы объявляли закупки с полугодовым отложенным вхождением в реестр, понимая, что отечественные производители как правило не включаются в реестр, когда нет готового контракта или каких-то ориентировочных объемов. Сейчас мы будем работать также. Понятно, что будет работать правило «второй лишний». В принципе заказчикам нужно быть проактивными».
Правительством установлен официальный перечень документов, подтверждающих страну происхождения товара. *Что нужно предоставлять в составе заявки, для подтверждения российскости. Это номер реестровой записи из Реестра российской продукции в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП). Важно, что эта запись должна содержать информацию о совокупном количестве баллов за выполнение на территории РФ определенного набора технологических операций. Мерилом для нужного (проходного) количества баллов является ПП 719. Есть осложняющий нюанс, на котором заострили внимание многие участники экспертной дискуссии: продукция может формально числиться в российском реестре, однако набранных баллов может быть недостаточно для присвоения статуса российской продукции в закупках.
В Академии Контрактных Отношений дали заказчикам полезную практическую рекомендацию: регулярно сверяться с тем, под какой комплект требований подпадает закупаемая продукция. Это разные группы требований (для закупок продукции машиностроения, для ПО для электронных вычислительных машин, для лекарственных препаратов).
Реформа существенно повышает прозрачность отчетности по закупкам отечественных товаров: теперь такая отчетность формируется автоматически в ЕИС. Однако для заказчиков по 223-ФЗ вопрос подтверждения статуса о российском происхождении закупаемой продукции все еще остается проблемным. Поскольку внедрение электронного актирования в 223-ФЗ запаздывает по времени. В отличие от государственных закупок, где эта механика отлажена безупречно, корпоративный сектор еще до конца не оцифрован. Однако заказчикам необходимо закупать уже сегодня. В этой связи возникает сугубо практический и насущный вопрос, волнующий всех заказчиков:
- Как подготовить описание объекта (предмета) закупки с учетом запрета, ограничения или преимущества?
В Академии Контрактных Отношений постарались дать максимально прикладной ответ, ссылаясь на логику закона и рекомендации контролирующих органов, которые присутствовали в аудитории в качестве свидетелей.
Также участники экспертной дискуссии отметили, что у заказчиков могут возникать трудности связанные с несовершенством самого реестра российской промышленной продукции, на который они обязаны ссылаться.
Были разобраны конкретные примеры закупок продукции из реестра по ряду номенклатурных позиций, где у заказчика могут возникать трудности согласования.
Заказчиков по 223-ФЗ обязали формировать годовой отчет об объеме закупок ТРУ отечественного происхождения в ЕИС (до 1 февраля года, следующего за отчетным годом). При этом, такой отчет формируется автоматически – из реестра договоров ЕИС плюс данные о «закрытых» закупках, не подлежащих размещению в публичном контуре системы (*ч.8 ст.3.1-4 Закона 223-ФЗ).
Комментариев пока нет