На площадке Инновационного центра «Сколково» прошел Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» – центральное мероприятие сферы закупок, в котором приняли участие представители всех 89 регионов страны. В течение трех дней мероприятия деловой программы посетили около четырех тысяч человек, а участие в работе его дискуссий и круглых столов офлайн приняли участие более пяти тысяч человек.
Ядро аудитории Форума составляют профессионалы закупок. Люди, которые на практике занимаются контрактацией и планированием хозяйственных процессов страны: представители бизнеса, корпораций, государственных предприятий и учреждений, федеральных органов исполнительной власти, контролирующих органов, отраслевых общественных организаций, банковской системы. Все вместе – это довольно широкий класс специалистов, для которых закупки стали особым языком экономики. Зная правила и тонкости этого языка, можно не только избегать ошибок, но и добиваться успеха и даже проектировать будущее страны.
XIX Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» проводился по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова, который также возглавил Оргкомитет мероприятия.
«Сегодня вся система госзакупок должна максимально эффективно использоваться для развития российской промышленности и поддержки наших экономических агентов. Поэтому мы подготовили поправки в 44-й и 223-ФЗ. Это огромная, системная реформа, которая позволит как раз качественно повысить эффективность закупок. Кроме того, параллельно идет большая работа по формированию пакета нацпроектов до 2030 года. Наша задача здесь – регуляторными средствами также максимизировать участие российских компаний в реализации всех национальных проектов – и технологических, и социальных», – отметил первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков.
В течение трех дней на Форуме состоялось несколько якорных мероприятий, дискуссий и круглых столов.
В рамках Пленарного заседания с докладами выступили: зампредседателя Госдумы по защите конкуренции Антон Гетта, замруководителя Федерального казначейства Анна Катамазде, замминистра финансов Алексей Лавров, директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России Алексей Матушанский, представители Правительства Москвы и Московской области.
Алексей Лавров, заместитель Министра финансов Российской Федерации:
– Госзакупки – это 10 триллионов рублей по 44-ФЗ. Если добавить 223-ФЗ, то получится в два-три раза больше. А в совокупности получается, что только на закупки государство затрачивает объем не меньший, чем федеральный бюджет. Это большая сумма, которую нужно распределить максимально эффективно: то есть, чтобы российские заказчики получали качественную продукцию на конкурентной основе и в максимально возможной степени российского происхождения. Сегодня российская продукция по большинству позиций ни в чем объективно не уступает импортной. Однако любая преференция – это определенные риски. Поэтому преференции необходимо сделать всем понятными и прозрачными. Форум – это уникальная возможность в неформальном общении обсудить с заказчиками, поставщиками регуляторами все вопросы взаимодействия и двигаться вперед.
Одна из самых непростых тем не только в дискуссионной повестке Форума, но и, в целом, в дальнейшем развитии экономической идеологии страны – это унификация инструментов импортозамещения в государственных и корпоративных закупках.
– Очень важная новация, которую мы совместно с Минпромторгом продвигаем в Государственной Думе (законопроект, принятый в первом чтении). На 223-ФЗ в части, касающейся некоммерческих закупок (а таких очень много) будут применяться ровно те же инструменты импортозамещения, как и в 44-ФЗ. Они доказали свою эффективность, поэтому мы считаем, что и в 223-ФЗ они будут работать столь же эффективно, – рассказал Алексей Лавров.
Антон Гетта, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции:
– С точки зрения законодательного блока, который представляет интересы региональных заказчиков и поставщиков единообразие в правилах – это всегда хорошо. Союз закупщиков, который принимает активное участие в развитии правоприменительной практики также нас поддерживает в этих начинаниях. В импортозамещении нужны единые понятные правила, как в дорожном движении. Мы готовы поддержать идеи правительства.
Одна из самых проблемных дискуссий Форума называлась «Знает ли промышленность, что нужно государству?». Ее участники попытались выработать подходы к гармонизации обмена данными между потребностями заказчика и возможностями поставщика. С одной стороны, чтобы государство, размещая заказ, понимало, что его может выполнить российское предприятие. С другой стороны – чтобы предприятие в холостую не производило то, что не нужно заказчику. В ходе дискуссии участникам Форума была презентована концепция создания «Цифровой инжиниринговой платформы»: информационного ресурса, который позволит заказчикам выкладывать «концентрированные запросы» и показывать кейсы успешных решений. Такая платформа, по сути, подразумевает создание «вторичного рынка инноваций». Цифровая инжиниринговая платформа в каком-то смысле является результатом коллективного творчества многих участников Форума, которые предлагали свои идеи по ее развитию.
Еще одной важной дискуссией первого дня Форума стало мероприятие, посвященное долгосрочным контрактам. Профессионалы проанализировали проблематику офсетных контрактов, СПИК, ГЧП, концессий и попытались ответить на вопрос: как с максимальной выгодой на практике использовать долгосрочные договоры, для государства, бизнеса, конечного потребителя. Был тщательно разобран весь имеющийся на данный момент субъектовый опыт офсетных контрактов. Причем, в числе спикеров выступили те, кто работает со стороны заказчика; с другой стороны – представители исполнителей и поставщиков. Изучен опыт методической поддержки специнвестконтрактов.
Параллельно прошли несколько узкоотраслевых круглых столов, нацеленных на повышение юридической грамотности участников закупок через разбор имеющейся правоприменительной практики.
«Аудит в сфере закупок»: на мероприятии выступили представители контрольно-счетных палат регионов и Контрольно-счетной палаты Российской Федерации.
«Медиация и досудебное урегулирование споров». Проект реализуется Академией Контрактных Отношений уже несколько лет. Это практическая попытка применить медиацию к системе закупок: когда согласованное и устраивающее все стороны «примирительное» решение удается найти при помощи третьей стороны – независимого медиатора (не прибегая при этом к затратным институтам судебной системы). Сложность в том, что 44-ФЗ не позволяет менять существенные условия контракта, поэтому стороны могут стремиться к примирению, однако не находить для него очевидных способов решения в силу действующих юридических барьеров. Но выход существует.
Дискуссия «Трансформация цифровой инфраструктуры», завершающая первый день Форума, раскрыла перед участниками специфику закупок в IT. Нюансы закупок российского программного обеспечения российского происхождения, трудности отечественных разработчиков софта в продвижении на внутреннем рынке.
Второй день Форума ознаменовался презентацией Федерального казначейства новых цифровых решений в ЕИС. Представители ведомства во всех нюансах раскрыли суть новаций, происходящих на платформе Единой информационной системы в сфере закупок.
Дискуссия «Корпоративные закупки – практика и перспективы» позволила участникам мероприятия вникнуть в специфику 223-ФЗ. Эксперты разобрали инновационную закупочную практику госкорпораций, госкомпаний и естественных монополий, а также бюджетных учреждений, которые работают по 223 Федеральному закону.
Одним из самых популярных мероприятий второго дня стала дискуссия «Контроль в закупках с точки зрения ФАС, заказчика и поставщика». На сцену вышли представители центрального аппарата Антимонопольной службы для разбора практики контроля в закупочной сфере (противодействие картелям, прецеденты недостоверного подтверждения опыта исполнения контрактов). Новостью Форума стала презентация специального «Реестра компаний, представивших недостоверную информацию». ФАС его будет вести на постоянной основе в целях борьбы с участившимися случаями предоставления подложного опыта.
Одна из специальных дискуссий была посвящена закупкам в рамках Союзного государства России и Белоруссии. Сближение законодательства и унификация некоторых норм позволили снять барьеры для взаимного участия предприятий двух стран в закупках, в том числе с использованием взаимно признаваемых независимых гарантий и ЭЦП.
Также во второй день Форума состоялась презентация системы ГИС «Торги» (для продажи государственного и муниципального имущества), оператором которой является Федеральное казначейство. В дополнение к публичной презентации состоялся круглый стол «Электронные сделки и платежи в ГИС «Торги» – по сути, обучающее мероприятие для пользователей системы, которое прошло под началом государственного оператора.
Одна из проблемных тем в повестке Форума традиционно ведется ПАО «Промсвязьбанк». Дискуссия была посвящена стратегически важному вопросу, решение которого займет не одно десятилетие –диверсификация оборонных предприятий.
Дискуссия «Адаптация новых территорий: первый закупочный опыт» дополнилась мощным представительством четырех субъектов России: Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей на экспозиции Форума. В качестве дополнительного средства для адаптации четырех субъектов к реалиям российской экономики было предложено использовать агрегатор закупок малого объема. Это возможность оперативного покрытия потребностей для бизнеса и населения, а также способ повышения деловой активности без бюрократических барьеров.
Второй день Форума завершился открытым заседанием Союза закупщиков, организации, которая объединяет практически все субъекты РФ в лице уполномоченных органов закупок, а также представителей крупнейших заказчиков корпоративного сектора, работающих по 223-ФЗ. По многолетней традиции, Союз закупщиков ведет библиотеку эффективных закупочных практик, выявляя их и оформляя в виде концептуальных документов, удобных для изучения и масштабирования на другие регионы страны. Любой местный орган власти может воспользоваться этими рекомендованными практиками для повышения собственной экономической эффективности.
Третий день Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» был целиком посвящен правоприменительной практике. Все, что может быть полезным заказчику и поставщику прямо сейчас.
По поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова, день был разбит на пять отраслевых блоков в виде секций: 1) закупки в сфере здравоохранения, 2) образования, 3)строительства и жилищно-коммунального хозяйства, 4) транспорта, 5) энергетики.
Интрига третьего дня Форума – экспертное совещание «Кодекс закупок или единые правила игры». Сложная научная тема, которую Академия Контрактных Отношений и Союз закупщиков России впервые решились поднять в большой профессиональной аудитории. Это попытка предложить концепцию объединения в едином Кодексе 44-ФЗ, 223-ФЗ и большинства подзаконных актов, число которых на данный момент составляет уже около сотни. Идея кодификации законодательства изначально возникла в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов, инициатором которой был Минфин России.
По традиции, одним из самых ожидаемых событий Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» является мероприятие, которое проходит в формате открытого диалога между президиумом и залом. Представители органов власти, регулятора и контролеров закупочной системы отвечают на вопросы из зала. Сессия «Мы знаем ответы на все вопросы» заняла целых три часа. На вопросы из зала отвечали представители Минпромторга, Минфина, ФАС России и Федерального казначейства.
Помимо основных мероприятий дискуссионной деловой повестки Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» традиционно отличается высокой стендовой активностью. Обширная экспозиция и дискуссионная часть дополняют друг друга. Обширные презентации с лекциями на своих стендах подготовили Москва и Московская область. Академия Контрактных Отношений организовала трехдневный Профессиональный лекторий по практике закупок и актуальных вопросам медиации.
По результатам каждого Форума готовится Резолюция – документ, в концептуальной форме аккумулирующий все конструктивные предложения и идеи, поступившие от участников мероприятия в течение трех дней работы. Уже стало традицией включать наиболее важные предложения в Поручение Правительства РФ по итогам проведения Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».
Это дополнительная возможность для многих участников донести свою позицию до регуляторов. Данной возможностью эффективно пользуются многие общественные отраслевые объединения бизнеса, чтобы быть услышанными. Практика прошлых лет показывает, что достаточно большое количество поступивших инициатив превращается либо в реальные корректировки законодательства, либо в изменение правоприменительной практики, подзаконных актов.
Почти за двадцать лет работы Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» превратился в своеобразную «лабораторию законопроектных инициатив».
Комментариев пока нет