Одна из самых ярких дискуссий второго дня на XX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» организована ФАС России
Ключевой вопрос: как обеспечить баланс между тарифным регулированием и интересами бизнеса?
Проблему поставил модератор Алексей Воронин, начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России:
– У нас все основы ценообразования, все правила того, как складывается тариф имеют соответствующую иерархию. И самым главным основанием для включения в необходимую валовую выручку тех или иных затрат – являются конкурентные торги (в которых принимают участие более двух участников). Но торги зачастую не являются конкурентными. Во-первых, когда происходит закупка у единственного поставщика (когда это определено в положении о закупке у регулируемой компании). Подходы Антимонопольной службы основываются на том, что если закупка осуществлялась у единственного поставщика, то для целей тарифного регулирования такие затраты не принимаются как экономически обоснованные. Регулирующие органы, собственно как и регулируемые компании, должны проводить анализ рынка, чтобы обосновать эту цену. Своеобразным методом «сравнения аналогов». Некоторыми решениями ФАС предписывал такую аналитику проводить, поскольку считал, что цена является завышенной.
Также эксперт отметил проблему низкой квалификации специалистов, которые занимаются закупками и тарифами. Отсутствует взаимосвязь бизнес-процессов внутри регулируемых компаний с тарифным регулированием. По его словам, основная задача регулируемых компаний – обучить кадры, способные увязывать в экономически обоснованное решение сразу несколько вещей: тарифное регулирование. Сейчас те, кто отвечает за закупки, не имеет представления о тарифах.
– Еще одна существенная проблема в том, что мы не понимаем, как рассчитывается НМЦК того или иного контракта. Если обратиться к законодательству, то мы обнаружим конкурентные методы формирования этой цены, – пояснил Воронин. – Однако на наш взгляд, нам кажется, что для регулируемых компаний было бы правильным отразить в основах ценообразования либо в нормах федерального закона единые критерии расчета НМЦК. Чтобы избежать злоупотреблений с их стороны и роста тарифов.
Нормы закупочного законодательства и правила тарифного регулирования до сих пор находятся в разных правовых и административных плоскостях. Увязать их в систему должен был федеральный закон «Об основах тарифного регулирования», разработанный ФАС России по распоряжению Президента почти пять лет назад. Однако, по неизвестным причинам он до сих пор не принят.
Сейчас установление цен осуществляется на основании подзаконных нормативных актов, а единых правил и принципов нет. Это приводит к нежелательным экономическим эффектам, на которые обратили внимание участники дискуссии, представляющие промышленный сектор.
Ольга Горбачева, начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС России:
– 223-ФЗ регулирует госкомпании, а также их дочек и внучек. Наш принцип состоит в том, что тариф, который платит население, это тоже бюджетные средства. И контроль за ними – тот же. И наша цель – создать конкурентные закупки, чтобы была возможность аргументировать тарифы. Цифровизация приносит огромную пользу. Совсем недавно нам привозили тарифные заявки чуть ли не камазами, но сейчас ФАС работает над электронными стандартами подачи. Речь идет о заключении контрактов по 223 фз в ЕИС, и мы работаем над этой интеграцией.
Антимонопольная служба разработала компромиссный, предсказуемый и прозрачный алгоритм, который мог бы устроить все стороны – это метод сравнительного анализа эталонных расходов (затрат). В сущности – это нормирование энергопотребления, возможность перейти к его честной биржевой оценке с частичным раскрытием структуры цены. *Концепция выносилась на комиссию по законопроектной деятельности еще в 2022 году.
Некоторые эксперты считают, что имеет смысл вернуться к этой концепции особенно в свете стремительного развития цифровых биржевых сервисов ценообразования. Это один из самых простых, понятных и доступных инструментов, который большинство участников дискуссии признали справедливым и рыночным.
- В начале года было объявлено о двух-трехкратном росте индустриальных тарифов, хотя и без повышения стоимость кВт/часа для российского промбизнеса была на 30% дороже, чем в США (стране с аналогичной структурой ТЭК) и в два раза дороже, чем в КНР.
Комментариев пока нет