АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений» и группа «Интерфакс» провели экспертную дискуссию о новых возможностях профилактики правонарушений при помощи цифровых инструментов.
Риск-ориентированный подход стал основой государственного регулирования контрактных отношений. Для всех сторон в закупках (включая государственного контролера)выгоднее предупредить ошибки и нарушения, чем устранять их постфактум. В этой логике строится работа ФАС России, Федерального Казначейства, Счетной палаты, Налоговой инспекции и региональных распорядителей бюджетных средств.
Елена Беликова, начальник Управления по контролю в сфере контрактных отношений Казначейства России:
– Очень многие заказчики — порядка 50 процентов нарушают закон, потому что им не хватает профессиональных знаний, либо они не знают о том, какие могут быть последствия тех или иных действий. Мы недавно обнаружили, что в одном регионе перестали закупать лекарственные препараты. Мы же понимаем, что это невозможно. Вряд ли его жители перестали болеть или потребности исчезли. Оказалось, что это был способ обхода требований к обоснованию цены контракта и требований к написанию объекта закупки именно по лекарственным препаратам. Мы будем осуществлять предконтроль, то есть, предупреждать заказчика в личном кабинете о том, что у него есть признак нарушения и описывать признаки нарушения. Предостережение будет формироваться автоматически, у контроллера не будет возможности «взять» что-то из головы и редактировать документ. Заказчик получает предостережение и если он увидит, что действительно ошибся, то у него будет возможность исправить ошибку. Наша задача предупреждать заказчика. Если заказчик реагирует, поправляет, мы, соответственно, не пойдем его проверять. Но если заказчик сознательно не устраняет нарушения, не реагирует на предостережения, продолжает злоупотреблять, тогда мы его проверим. Думаю, останется около 20% заказчиков, которые потребует более пристального внимания.
Участникам дискуссии была презентована система «Маркер-Интерфакс» Сервис анализирует большие данные по госзакупкам и на их основе автоматически рассчитывает ключевые показатели эффективности закупочной деятельности. Из данных, которые озвучил Александр Великанов, директор по правовой поддержке и развитию бизнеса системы «Маркер-Интерфакс», наиболее частые нарушения со стороны заказчика — связаны с введением реестра контрактов.
Вместе с развитием технических средств обеспечения закупок произошла консолидация информационных ресурсов Минфина, Федерального казначейства, Счетной палаты. Создано единое информационное пространство, которое соединяет все данные контрольно-ревизионных и аудиторских мероприятий, органами субъектов и муниципалитетов, главным органом правительственного контроля в лице Казначейства России. Исчезло задвоение и проверок, они стали системными. Межведомственными усилиями проведена синхронизация классификатора нарушений. Все это позволило перейти к методам превентивной профилактики, к устранению причин нарушений, вместо борьбы с симптомами.
Дмитрий Бомбырь, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России:
– Работа по цифровизации контроля поставщиков и РНП продолжается. В планах полностью оцифровать все решения, создав единую базу, в первую очередь для того, чтобы унифицировать практику применения на всей территории Российской Федерации, следить за исполнением сроков размещения сведений в ЕИС и так далее.
Свои наработки в области цифрового контроля закупок возникают у регионов России в рамках создаваемых ими экосистем закупок. Причем зачастую, ноу-хау субъектов опережают по своей функциональности федеральные системы. Таким опытом поделилась на Форуме Москва.
Александр Зинин, заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике:
– В единой автоматизированной информационной системе торгов Москвы по итогам 2024 года было зарегистрирована 2,5 тыс. активных заказчиков. Общая сумма заключенных договоров составила 2,4 трлн. рублей. В результате предварительного контроля в 2024 году экономия бюджета города составила 2,5 млрд руб., а 13,6 тысяч нарушений было предотвращено. На наши типовые закупки приходят в среднем 5 участников. Это выше, чем в целом по стране, и это показывает, что рынок закупок понятен участникам.
Комментариев пока нет