Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Севастополь – «цифровая пристань» для малого бизнеса

Электронный маркетплейс для закупок малого объема – как это работает?
Севастополь – «цифровая пристань» для малого бизнеса
Теги: #Севастополь

Региональная платформа для контрактного сотрудничества между государством и малым бизнесом была представлена в рамках состоявшейся сегодня конференции «Государственные закупки Севастополя: особый правовой режим закупок, новеллы законодательства, перспективные точки роста».

По мнению ряда отраслевых экспертов, опыт Севастополя в регулировании закупок у МСП, заслуживает особого внимания. Несмотря на то, что созданные инструменты достаточно новые и еще не успели показать себя в статистике, они уже пользуются спросом предпринимателей и получают положительные отклики.

Основными преимуществами являются удобство работы, оперативное отслеживание текущих контрактов, возможность тратить минимальное количество времени на коммуникацию с государственным заказчиком. Для региональной контрактной системы разработан собственный комплекс программного обеспечения, который является бесплатным для обеих сторон контракта.

Электронный маркетплейс Севастополя представила Оксана Кожанова, заместитель начальника отдела методологического и нормативного сопровождения закупок управления государственных закупок Департамента управления делами Губернатора и Правительства Севастополя

В подсистеме «Закупки малого объема» открыта Витрина предложений поставщиков, которая позволяет сформировать предложение по товарам, работам и услугам с шаблонным описанием на интерфейсах системы.

Заказчики могут пользоваться личным кабинетом без сложной процедуры регистрации. Потенциальные поставщики направляют свои предложения в отдельном программном модуле с прохождением специальной регистрации. Вход в систему осуществляется при помощи электронной цифровой подписи. Весь функционал Витрины также доступен в формате мобильного приложения: то есть, с помощью мобильного телефона можно подать предложение и заключить контракт. В режиме реального максимально удобно отслеживать закупки малого объема. Разработаны детальные инструкции по поводу получения и переноса сертификата с закрытым ключом на мобильное устройство.

В Севастопольском электронном магазине реализован «Реестр добросовестных поставщиков». Он формируется на основании сведений, поступающих от заказчиков о пяти исполненных контрактах за последние три года с суммарным объемом не менее 300 тыс рублей. Реестр используется как один из многих рекомендательных критериев качества работы поставщика, на который ориентируются заказчики.

Интерактивная карта закупок позволяет получать детализированную информацию о запланированных и/или объявленных закупках, о местонахождении поставщиков. Информация доступна по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. В интерфейсе доступны фильтры для выборки по категориям ТРУ, а также выборки по заданному ОКПД2, по НМЦК, по способам определения поставщика, по признаку закупки для СМП/НКО. Данная платформа полностью интегрирована с Единой информационной системой (ЕИС).

Лидия Никифорова, Председатель Правления общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам»:

– Инструменты для закупок малого объема с разным успехом и разным функционалом реализованы во многих субъектах РФ. Эти системы называются маркетплейсами, но являются ли они такими на самом деле? Ведь ни в одном известных нам примеров не реализована функция логистики, влияющая в том числе и на стоимость контракта.

По словам Антона Гетта, опыт региональных маркетплейсов полезен тем, что не ограничивая возможности поставщиков из соседних регионов для участия в местных закупках – он позволяет выявить те отрасли местной экономики, в которых региону не хватает собственных производств.

– Да, ни в коем случае не нужно покупать дороже у своего, если соседний регион предлагает продукцию соизмеримую по качеству по более дешевой цене. В таком случае, это повод задуматься и обсудить с местным предпринимательским сообществом: чего им не хватает для организации собственного дела. Почему в регион поставляется продукция, от изготовителя, работающего за тысячу километров, причем, транспортное плечо входит в себестоимость… Когда речь идет сложной промышленной продукции – то, вопросов нет. Но если вопрос касается элементарных товаров, производство которых можно наладить, вложив несколько миллионов рублей, необходимо создать условия.

Экономической особенностью Севастополя является наличие огромного количества малых форм производства, которые могут и должны пользоваться преференциями федерального и местного законодательства о закупках. Одной из нерешенных проблем остается вопрос доступности кредитов для МСП под адекватные проценты. В купе с высокой инвестиционной привлекательностью региона – удобная платформа для сотрудничества с государством будет иметь высокую эффективность.

Региональный протекционизм 

Денис Булатов, заместитель председателя комитета по закупкам отечественных товаров, работ, услуг «Гильдии отечественных закупщиков» поделился практикой создания маркетплейса, ориентированного на потенциал региональной экономики и открытого для частных инвестиций.

По словам эксперта, вопреки расхожему мнению, рынок региональных электронных магазинов в России еще не исчерпан как поле для экспериментов. Функционал магазинов, при этом, примерно одинаковый – определить поставщика товаров, работ, услуг по наименьшей цене. Почти все модели цифровизации закупок малого объема говорят об экономии бюджетных средств, однако такая экономия не должна быть самоцелью.

– Почему бы не пробовать создавать решение под конкретный регион, под конкретный город с простым и понятным посылом: «Сделано в Севастополе и для Севастополя». Это значит, что местные компании будут нанимать местных сотрудников, занимая те небольшие рыночные ниши, где крупные компании не могут, в силу объективных причин, ставить в приоритет местную специфику и местные особенности спроса, – пояснил эксперт Гильдии.

Маркетплейс такого типа уже успешно реализован в республике Башкортостан. При нулевых расходах из местного бюджета система приносит 2 млн рублей налоговых поступлений. Маркетплей существует за счет комиссии, взимаемой в размере 1% от стоимости заключенного контракта. При пересчете на всех зарегистрированных в системе поставщиков – это всего 45 руб в день. Под запрос уполномоченного органа государственных закупок в системе создано 4 специальных сервиса. Характерной особенностью предлагаемого маркетплейса является так называемый «региональных протекционизм»: 87% поставщиков на платформе – это местные субъекты малого и среднего предпринимательства.

– Мы взяли на себя смелость и посчитали, что было бы, если бы наша модель маркетплейса работала в Севастополя. Согласно нашим расчетам, ежегодная упущенная выгода Севастополя составляет 5 млн рублей. В эту сумму входит и обслуживание существующей системы, и налоги, и рабочие места. Для понимания картины, на эти деньги, например, можно отремонтировать две школы, закупить два аппарата УЗИ… Информационные системы в сфере закупок тоже можно внедрять за счет частных инвесторов, большинство регионов их приобретает за деньги, но это можно сделать за внебюджет, – заключил Денис Булатов.

1 октября 2021, 17:24
459
Теги: #Севастополь

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.