Site icon Цифровые Закупки

Виртуозное импортозамещение стоит миллиардов

Новости о победах российских компаний на поприще цифровизации внушают осторожный оптимизм, особенно, когда эти победы касаются внутреннего рынка страны.

Интригующая история разыгралась вокруг тематического тендера Сбербанка с начальной ценой договора в 919 млн руб. Выбирали поставщика APM-системы (Application performance monitoring, APM). Подробности сделки озвучил портал  CNews.  Сбербанк по итогам сложного двухступенчатого конкурса выбрал в качестве мониторинговой ИТ-системы компанию «Ключ-астром» из Реестра отечественного ПО при Минкомсвязи, отказав продукту американской Cisco.

На первый взгляд, безоговорочная победа отечественного разработчика, полет национальной цифровой мысли, высокотехнологичные рабочие места, перспективы, и космические корабли с российскими триколорами бороздят просторы Большого театра.

Однако есть и настораживающие нюансы: на рынке распространено мнение, будто «Ключ-астром» – это клон APM-системы американской компании Dynatrace, пишет CNews. В Сбербанке по просьбе журналистов CNews прокомментировать эту информацию не смогли.

– Для нас не секрет, что “Ключ-астром” построен на базе технологической платформы Dynatrace, цитирует Cnews руководителя отдела управления ИТ-услугами «Ланит-интеграции» Максима Гречнева, – которая по отчетам международных рейтингов является признанным лидером в сегменте Application Performance Monitoring. Наоборот, мы рассматриваем это как очень правильный и разумный шаг сотрудничества между двумя вендорами».

Управляющий партнер ООО «Перфоманс эксперт» (компания выступает мастер-партнером Dynatrace в России, играющим роль локального офиса вендора) Игорь Хомков в разговоре с CNews также не стал отрицать, что в качестве технологической базы (движка) «Ключ-астром» использует модули APM-решения Dynatrace. «И Dynatrace данное партнерство активно поддерживает и продвигает», – подчеркнул он. Кроме того, по его словам, американская компания еще в 2015 г. предоставила «Перфомансу» доступ к своему ПО, разрешив его модификацию и разработку программных модулей, позволив тем самым локализовать продукт в России.

Справка

Очевидно, что примеры виртуозного импортозамещения ПО – далеко не новость для нашей страны. В России так делают «не только лишь все» и не только лишь в сфере информационных технологий. На каких финансовых условиях зарубежные партнеры позволяют осуществлять локализацию своих продуктов в РФ – история, конечно, умалчивает. Но, не стоит сгущать краски. Ведь наверняка иностранные коллеги передают все молодым российским компаниям абсолютно бескорыстно. Просто дарят свои разработки русским друзьям бесплатно. Медведь, матрешка, балалайка… Дальше все просто. Оказывается, чтобы попасть в реестр отечественного ПО, достаточно правильно зарегистрировать «аккаунт» в недрах Роспатента. Среди авторов программы для ЭВМ не надо писать «Стив Джобс», – сразу указываем «Иван Топоров» – и дело в шляпе.

Огромный вопрос, в чем же заключается пресловутая локализация, которой на протяжение последних 10 лет «потчевают» отечественную экономику? В случае с промышленным производством определенная логика в этом термине прослеживается. Через 5 лет начинаем делать в РФ не только педали от автомобиля, а еще и руль(!), через 10 – коврики для сидений. А вот что именно мы локализуем в случае с программным обеспечением – это профессиональная тайна…

Тем не менее, в увлекательный и весьма дорогостоящий процесс локализации цифровых продуктов у нас вовлечена значительная доля внутреннего рынка IT. Есть даже подозрение, как бы не большая его часть. Бюджет нацпроекта «Цифровая экономика» на 2019—2024 годы составляет 1.63 трлн руб. Вычислить, какой процент из этих закупок занимают отечественные «педали» и коврики для мышек практически невозможно. Ведь зачастую автором программы для ЭВМ в списках Роспатента выступает тот самый «Иван Топоров».

А ведь где-то в уголке грустят отечественные IT-компании, готовые разработать или уже имеющие вполне конкурентоспособные продукты.

Автор Андрей Троянский

Exit mobile version