Эффективное управление общественными финансами – приоритетное направление политики Правительства Российской Федерации, в рамках которого обеспечивается реализация принципов сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджетов всех уровней, совершенствование системы государственных и муниципальных программ, системы закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, внедряются принципы проектного управления. При этом именно на муниципальном уровне, где для решения реальных задач жизни города сводятся разноуровневые источники финансирования и инструменты межбюджетных трансфертов, эффективное управление имеющимися ресурсами, зачастую очень ограниченными, становится важнейшей задачей.
Моделью перспективного развития муниципальных закупок поделилась Оксана Данилова, заместитель главы городского округа Самара — руководитель Департамента финансов Администрации городского округа Самара.
Для Самары ключевой задачей является обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета, состоящего из бюджета городского округа и девяти бюджетов внутригородских районов. В соответствии со стратегическими целями работы Департамента финансов это определяет и экономические эффекты:
- снижение расходов консолидированного бюджета городского округа на обслуживание муниципального долга;
- повышение прозрачности и открытости процесса осуществления закупок и исполнения бюджета, привлечение инвестиций в развитие города и инфраструктурных проектов;
- повышение эффективности процессов исполнения бюджета, сокращение времени и административных издержек за счет цифровизации;
- увеличение доходной части консолидированного бюджета городского округа за счет повышения качества администрирования доходов.
Говоря об эффективности расходов, в первую очередь следует обратить внимание на эффективность муниципальных закупок как основную форму расходов бюджета.
За 3 квартала 2021 года муниципальными заказчиками Самары заключено более 1200 муниципальных контрактов и договоров на общую сумму 5,6 млрд рублей.
Каждая закупочная процедура – сложный процесс, регламентированный требованиями профильных 44-ФЗ и 223-ФЗ, но, это главное, заключение муниципального контракта или договора всегда тесно связано с процессами планирования и исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности.
Благодаря цифровизации процессов управления закупками и исполнения бюджета Самары с использованием самых современных web-технологий, а также применению централизованного управления нормативно-справочной информацией (НСИ), удалось реализовать проект по интеграции бюджетного и закупочного процессов на всем протяжении жизненного цикла закупок – от утверждения финансирования и планирования закупки до оплаты и формирования сведений об оплате исполненных обязательств.
Бесшовная интеграция на основе единой технологической платформы и централизованной НСИ позволила значительно повысить эффективность управления закупками и сократить объем «бумажной» работы при взаимодействии специалистов разных направлений:
- автоматизировать финансовый контроль плановых закупочных документов (контроль позиций плана-графика по полной бюджетной классификации на утвержденные лимиты бюджетных обязательств / планы финансово-хозяйственной деятельности учреждений);
- обеспечить автоматическую постановку на учет принимаемых бюджетных обязательств на основе объявленных закупок и бюджетных обязательств на основе заключенных контрактов и договоров;
- автоматизировать полный цикл казначейских контролей с возможностью «бесшовного» перехода к карточке заключенного контракта из подсистемы исполнения бюджета для проверки корректности отдельных показателей контракта (что немаловажно при реализации проектов с использованием межбюджетных трансфертов вышестоящих бюджетов);
- организовать оперативный мониторинг и управление экономией бюджетных средств по конкурентным закупочным процедурам;
- значительно повысить дисциплину работы с закупками и финансированием всех муниципальных заказчиков.
Подавляющий объем финансирования закупок – более 70% приходится на конкурентные способы определения поставщика, а это значит, что экономию средств, которая складывается при проведении таких закупок, можно направить на приоритетные задачи города. По итогам 2020 года, благодаря последовательной реализации политики повышения эффективности управления общественными финансами, а также реализации принципов открытости и повышения конкуренции в закупках города, нам удалось сэкономить более 354 млн рублей. Для жителей и гостей города это дополнительные социальные проекты, развитие инфраструктуры и общественных пространств, совершенствование системы образования и здравоохранения.
Благодаря эффективной совместной работе служб Департамента финансов города в 2020 году городской округ Самара на конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» отмечен в специальной номинации «За выдающиеся успехи в цифровизации общественных финансов». Опираясь на успешную практику, Департамент финансов продолжает реализацию проектов повышения эффективности управления общественными финансами и открыт для обмена лучшим опытом муниципального управления.