Пока банки и госкорпорации сопротивляются требованиям о переходе на отечественное ПО, Федеральным Казначейством без лишнего шума реализован титанический проект создания автономной IT-архитектуры.
Казначейство справилось с многолетней зависимостью от иностранных производителей программных продуктов, начав миграцию ключевых систем на отечественный стек решений. Об этом в недавнем интервью TAdviser рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев.
Первые подсистемы ГИИС «Электронный бюджет», построенные на отечественном стеке программного обеспечения, сделаны по функциям казначейского сопровождения и управления денежными средствами. Казначейство последовательно уходит от прежней системы, построенной на технологиях Oracle.
То, что контролер государственной контрактной системы начал работать на базе отечественного ПО – это, безусловно, важный шаг к обретению экономического суверенитета. Кроме имиджевой стороны вопроса – здесь есть еще и чисто практическая сторона дела, которая касается национальной безопасности. Федеральное законодательство предполагает обязательный переход владельцев критической информационной инфраструктуры (КИИ) на российские программные сервисы. Однако под давлением госкорпораций и банков сроки этого перехода постоянно переносятся. Сами требования, при этом, приобретают все более рыхлый характер. Например, предлагается разрешить банкам использовать те программы, которые они сами для себя разработали. При таком подходе к моменту вступления требований об импортозамещении в силу – они превратятся в свою противоположность. Слегка стилизованные под российский лэйбл поделки на основе чужого программного кода будут выдаваться за отечественный софт.
Российские финансовые институты остаются максимально уязвимыми и импортозависимыми от иностранных IT-решений. Кроме технических трудностей в качестве контр-аргумента предъявляется еще и стоимость перехода на российское ПО. В прошлом году в Ассоциации банков «Россия» озвучили фантастическую сумму в 700 млрд рублей.
На этом фоне IT-стратегия Федерального казначейства выглядит верхом адекватности. Характерно, что российский софт в приоритетном порядке начали внедрять для функций казначейского сопровождения и управления денежными средствами. Первые подсистемы ГИИС «Электронный бюджет», созданы на отечественном стеке программного обеспечения. Казначейство доказало, что переход на российский софт – это абсолютно реальная и посильная задача. Хотя государственный контролер обладает куда более сложным функционалом и оперирует десятикратно большими потоками данных, чем все банки вместе взятые. Это важная идеологическая победа сторонников государственного регулирования в экономике.
– Казначейское сопровождение – это большой блок бизнес-процессов, связанных с работой внешних клиентов. При этом был трансформирован бизнес-процесс, который был заложен в АСФК. Условно говоря, раньше при заключении каждого контракта приходилось открывать отдельный лицевой счет – это была очень сложная модель. Сейчас лицевой счет открывается один раз, и к нему привязывается множество контрактов и цепочек операций. Кроме того, появился удалённый личный кабинет, в котором клиент может совершать все необходимые ему операции. Готовим к выпуску мобильное приложение, чтобы работать было еще удобнее, – рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев.
Также, по его словам, на импортозамещенном ПО создана подсистема управления денежными средствами ГИИС «Электронный бюджет», которая родилась благодаря проекту создания системы казначейских платежей (СКП). Это принципиально иной механизм проведения как внешних, так и внутренних транзакций. Появилась новая сущность – казначейские счета, все бизнес-процессы консолидировались в контуре единой платформы. Кроме того, в рамках проекта существенно изменены механизмы работы с пулом ликвидности.
В Казначействе отмечают, что переход на импортозамещенное ПО значительно повысил эффективность и возможности системы в целом:
- Возросла ликвидность единого казначейского счета (ЕКС), а это более 1 трлн. рублей в среднедневном исчислении;
- Некассовые операции между учреждениями госсектора проходят в онлайн режиме;
- Появились дополнительные ресурсы для кредитования субъектов Российской Федерации, сами же региональные бюджеты получают дополнительные доходы от операций Федерального казначейства по размещению свободных остатков.
Перспективы развития – дальнейшее совершенствование системы казначейских платежей, в том числе – обеспечение взаимодействия со всеми значимыми платежными системами, совершенствование системы управления денежными средствами, системы мониторинга и санкционирования платежей, имплементация технологий искусственного интеллекта для роботизации рутинных операций системы.
Согласно прогнозам ведомства, в 2021 году Казначейство России заработает дополнительный доход для федерального бюджета от размещения временно свободных средств в размере 240-250 млрд. рублей, а для регионов – 20-25 млрд. рублей. Это на 70-80 млрд. рублей больше, чем в прошлом году.
Отказ от импортного софта – это длительная пошаговая стратегия, которая займет определенное время. На разработку и отладку нового продукта у Казначейства ушло более полутора лет.
– Переход на отечественное ПО и отказ от используемых информационных технологий – это сложнейший технологический процесс, не имеющий аналогов по своему масштабу, – рассказал Александр Албычев. – Прежде всего, это детальный график, расписанный по дням на два ближайших года, состоящий из миграции данных, доработок, оптимизаций, тестирований, развития инфраструктуры и многого другого. Надо отметить, что платежная функция Казначейства России при этом должна работать непрерывно, и любой сбой в платежных операциях недопустим.
Не смотря на то, что период внедрения российского софта займет еще месяцы, по словам эксперта, у Казначейства больше нет необходимости покупать новые лицензии Oracle. Система изначально была построена таким образом, что весь пул лицензий был закуплен в собственность. Оставалось оплачивать только сервисную поддержку программного обеспечения. Сейчас эта услуга, согласно данным открытых источников, обходится Казначейству в сумму порядка 75 млн рублей в год, что составляет около 10% от стоимости годового владения системой.
Крайне важный нюанс. В Казначействе посчитали, что содержание системы, выстроенной на российском ПО, стоит в разы дешевле иностранного аналога. Если суммировать тотальное доминирование иностранного софта в хозяйстве российских госкорпораций и естественных монополий, то потери национальной экономики окажутся ощутимыми для бюджета.
– Если бы мы строили систему на иностранном ПО, то только стоимость лицензий без разработки и внедрения составила бы более двух миллиардов рублей разово и ещё около 20% от этой суммы ежегодно на её поддержку, потому что система у нас большая, – сообщил Албычев в интервью TAdviser – Реализация на базе открытого программного обеспечения позволила сократить эти затраты в несколько раз, поддержка PostgresPro стоит нам примерно 220 млн. рублей в год. Сейчас эта СУБД уже входит в состав архитектуры ГИИС «Электронный бюджет», ГАС «Управление» и других систем Казначейства России.
Важно и то, что разработки Казначейства принесут пользу всей экономике страны. Теперь, когда российский программный продукт проверен нагрузками самой большой базы данных в стране – им могут воспользоваться и прочие государственные институты. Они получат полноценное и оптимизированное программное обеспечение.
Помимо фундаментального софта Казначейство осуществляет запланированное замещение прикладных продуктов Microsoft, в частности, Excel и Windows. На рабочие места установлен пакет «Р7-Офис», полученный благодаря централизованным закупкам офисного ПО. Под него специально доработана система электронного документооборота. В процессе реализации переход к почтовой системе на основе решений российских вендоров. Следующим шагом, по словам Албычева, станет замена операционной системы Microsoft Windows на отечественную систему. Эту задачу ведомство намерено решить в течение ближайшего календарного года.
Несколько сложнее выглядит задача с импортозамещением вычислительной техники. На внутреннем рынке не достаточно продуктов, которые отвечают высоким техническим требованиям ведомства. В казначействе уже тестировали системы хранения данных на отечественных процессорах. Пока их производительности недостаточно для крупных проектов, но ниша для их применения в системе государственных закупок есть.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет