Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Московская область: здесь правит цифра

Подмосковью удалось полностью отказаться от бумажных носителей в сфере госзакупок. Есть чему поучиться
Московская область: здесь правит цифра
Теги: #Московская область #Онлайн-сервисы #Сервисное государство

Московская область, которая является вторым субъектом в Российской Федерации как по численности населения, так и по объему закупок, по праву считается первопроходцем в автоматизации закупочных процессов. Эти достижения традиционно демонстрируются на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» – опыт региона вызывает неизменный интерес у огромной аудитории самого крупного мероприятия в сфере закупок. Результаты внедрения и развития системы электронного исполнения контрактов  на примере Московской области были  представлены и во время заседания открытого дискуссионного клуба «mos.эксперт», состоявшегося в конце мая  на площадке особой экономической зоны «Технополис «Москва».

О результатах внедрения рассказал Виктор Королихин, Председатель Контрольно-счетной палаты Московской области. Предлагаем читателям «Цифровых закупок»  некоторые фрагменты его выступления.

Только факты

Ежегодно в Московской области заключается около 400 тысяч контрактов по 44-ФЗ  на  400 млрд рублей. Впечатляющие масштабы и объемы. Для того чтобы обеспечить автоматизацию процессов управления закупочной деятельностью в регионе, более пяти лет назад была создана  Единая автоматизированная система управления закупками (ЕАСУЗ). Функционал ЕАСУЗ позволяет обеспечить мониторинг и контроль всех этапов от стадии планирования до исполнения контрактов. Ежегодно благодаря системе в Московской области достигается результат, позволяющий сокращать издержки и повышать эффективность бизнес-процессов закупочной деятельности региона и способствующий эффективному исполнению бюджета региона.

Сейчас в ЕАСУЗ  работают свыше 9 тысяч заказчиков и более 85 тысяч поставщиков. Поэтапное создание комплекса подсистем привело к 100% цифровизации. Портал исполнения контрактов (ПИК) – одна из таких подсистем. В среднем в день через портал проходит более 22 тысяч документов, в пиковые нагрузки – до 40 тысяч. Объем документов составляется более 6 млн, в том числе 2 млн документов приемки; обязательств – более 3,2 млн.

Отправная точка 

В начале выступления Виктор Королихин сделал небольшой исторический экскурс: «Изначально у нас в рамках проектного офиса была поставлена задача –  создать систему, которая сможет эффективно контролировать исполнение контрактов и по максимум исключить человеческий фактор». В течение года была создана система, получившая название Портал исполнения контрактов.  Она была создана именно как подсистема, обеспечивающая осуществление обмена электронными документами в ходе исполнения контрактов, а также контроль текущего исполнения контрактов сторонами обязательств по контракту.

ПИК ЕАСУЗ позволяет в режиме реального времени анализировать информацию об исполнении контрактов, в том числе заключенных заказчиками в рамках реализации национальных и федеральных проектов, осуществлять контроль текущего исполнения сторонами обязательств по контрактам, включая приемку и оплату, исполнение обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Система упрощает работу не только поставщиков и заказчиков, но и контролеров.

Главное контрольное управление  Московской области является координатором информационного наполнения подсистемы. Заказчики и исполнители обеспечивают осуществление обмена электронными документами в ходе исполнения контрактами с использованием  ПИК ЕАСУЗ.

Эта система была также рекомендована государственным унитарным предприятиям Московской области, муниципальным заказчикам, в том числе МБУ, МУП осуществлять обмен электронными документами в ходе исполнения контрактов, заключенных для обеспечения государственных нужд Московской области или муниципальных нужд с использованием ПИК ЕАСУЗ.  С прошлого года был внедрен функционал, который позволяет  работать в этой системе не только по 44-ФЗ, но по 223-ФЗ. 

Умный контракт – эволюция развития ПИК

Любая созданная система  невозможна без дальнейшего развития и совершенствования. Следующим этапом эволюционирования ПИК  стал Умный контракт. Эта технология позволяет создавать цифровую модель условий контракта, формировать на ее основе в автоматизированном режиме проект контракта и осуществлять автоматизированный контроль его исполнения. Данным процессом управляет Главное контрольное управление Московской области.    

Информация о результатах исполнения контрактов  формируется и структурируется в первичном документе. Заказчику, чтобы направить в ЕИС отчет, надо просто нажать кнопку – система все сформирует и  подготовит для отправления.  Если  в ПИК реализуется  порядка 99% всех контрактов по 44-ФЗ, то по технологии Умный контракт более 70% всех контрактов  2021 года.

Структура и подход к формированию Умных контрактов – цифровая модель.  Текст проектов контрактов формируется автоматизировано плюс  четыре приложения. Первое приложение – сведения об объектах закупки; второе – сведения об обязательствах; третье – сведения о документах; четвертое – регламент работы электронного документооборота.

«Мы, конечно, стремимся уменьшить количество вариантов  контрактов и обязательств и сделать некую стандартизацию», – отметил Виктор  Королихин.

Применение Умного контракта позволяет обеспечить единую доработку условий его заключения и одномоментное внедрение его технологии для всех закупок.

Эффект для заказчиков

Рассказывая о положительном эффекте от работы в Портала исполнения контрактов, Виктор Королихин перечислил преимущества и для заказчиков, и для предпринимателей по пунктам.

Так, на первом месте для заказчиков  он отметил полный текущий контроль за процессом  исполнения контрактов. Так, например, нет риска, что с увольнением контрактного управляющего вместе с ним «уходит вся информация».

Второе – происходит сокращение ресурсных издержек на взаимодействие структурных подразделений при передаче информации и документов – ВСЕ видят ВСЁ.

Третье – документы не теряются, их нельзя подменить, все корректировки делаются в соответствии с нормативными требованиями в электронном виде.

Четвертое – алгоритмы оцифровки  условий контрактов и их исполнения исключают нарушения.

Пятое – система уберегает сотрудников от риска административной ответственности. Более того, она еще «заботливо» уведомляет как заказчика, так и исполнителя через личный кабинет, либо через электронную почту, либо через мессенджеры о необходимости выполнить то или иное действие.

Шестое –  использование  структурированной ценовой информации для обоснования  и определения НМЦК на основе сведений из исполненных контрактов.

Седьмое – появилась возможность перехода на дистанционные формы работы.

Восьмое – исключены риски распространения  covid 19 через бумажные документы –  в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации это оказалось более чем актуальным, в прошлом году особенно.

Девятое – все сотрудники заказчика – от контрактного управляющего до руководителя –  владеют единой информацией, которую нельзя исказить.

«У нас есть аналитическая система, выложенная в открытом  доступе для всех заказчиков  Московской области – каждый может увидеть свои «красные зоны» и при необходимости их устранить. Это в основном касается ситуации, когда оплата не произведена, срок истек по оплате.  Система также показывает «желтые зоны», когда у заказчика еще остается время на выполнение определенной операции. Это уже не для конкретного сотрудника,  а именно для руководителя, чтобы он принял необходимое  управленческое решение, чтобы контрольный срок по действию не был нарушен», –  пояснил Виктор Королихин.

Эффект для бизнеса

Для предпринимателей  существенно сократилось количество жалоб на задержку оплаты и приемки. Прозрачность взаимодействия исключает коррупционные факторы. Сократились случаи предоставления некорректно оформленных документов со стороны бизнеса. Снизились ресурсные затраты бизнеса (бумага, курьеры, время, архивы). Появилась возможность переходы на дистанционные формы работы. Также исключены риски распространения инфекции.

Портал исполнения контрактов предполагает интеграционное взаимодействие с бухгалтерскими системами заказчиков и поставщиков а также с региональной системой Электронный бюджет в части передачи документов приемки для учета денежных обязательств. Регулярно идет работа по взаимодействию с ЕИС в том числе, связанная с появлением новых функций, обусловленных поправками в закон о закупках.

Создание прозрачных условий при исполнении контрактов – основа для доверия бизнеса к контрактной системе и повышения конкуренции.

Записала: Елена Полякова

4 июня 2021, 14:03
448
Теги: #Московская область #Онлайн-сервисы #Сервисное государство
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.