Уважаемые читатели! Мы продолжаем отвечать на ваши вопросы.
Вопрос
«Стали победителем в закупке, проводимой Заказчиком по 44-ФЗ. В качестве обеспечения контракта предоставили независимую гарантию, которую приобрели у банка. Заказчик не принял гарантию в качестве обеспечения, поскольку она не соответствовала условиям извещения о закупке и 44-ФЗ. При этом Заказчик признал нашу организацию, уклонившейся от заключения контракта.
ФАС не включил нашу организацию в РНП, поскольку не усмотрел намерений уклониться от заключения контракта. Однако, за независимую гарантию нами банку была уплачена существенная сумма.
Просим пояснить, обязан ли банк вернуть нам стоимость независимой гарантии, поскольку контракт не был заключен из-за предоставления независимой гарантии, не соответствующей 44-ФЗ?
Ответ эксперта:
В соответствии нормами, регламентируемыми ч. 2 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ):
«2. Независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии».
В соответствии нормами, регламентируемыми ч. 3 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ):
«3. В независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования».
В соответствии нормами, регламентируемыми ч. 6 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ):
«6. Основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Таким образом, на основании изложенного отсутствие, либо несоответствие информации, предусмотренной законодательством в независимой гарантии, может послужить основанием непринятия ее Заказчиком, что в свою очередь, может повлиять на возможность заключения контракта.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 05.06.2019, в случае наличия причинно-следственной связи между действиями банка и причиненным победителю ущербом, победитель вправе взыскать с банка убытки, выразившиеся в оплате независимой гарантии, не принятой Заказчиком по основаниям, предусмотренным 44-ФЗ.
Банк, являясь профессиональным участником рынка, связанного с предоставлением банковских услуг, должен был знать об обязательных законодательно установленных требованиях к выдаваемой гарантии и в случае несоблюдения этих требований принять меры для своевременного и надлежащего устранения допущенных нарушений. Толкование условий независимой гарантии должно производиться в пользу контрагента банка, как стороны, которая не готовила проект независимой гарантии и не предлагала формулировку соответствующих условия.
Данные выводы судов соответствуют правовым позициям, сформулированным в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2015 N 305-ЭС15-2155, от 13.06.2019 N 310-ЭС19-8033, от 02.04.2020 N 308-ЭС20-3456, от 11.10.2021 N 305-ЭС21-17862, решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2022 и постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по делу N А65-3027/2022.
Автор: Светлана Попова
Комментариев пока нет