Уважаемые читатели! Наступил 2024 год. Эксперты сетевого издания «Цифровые Закупки» продолжают отвечать на ваши вопросы, которым мы всегда рады.
Вопрос
«Заключили контракт на оказание услуг (аутсорсинг уборка помещений) по 44-ФЗ. После заключения контракта, в процессе его исполнения, произошло подорожание расходных материалов – моющих и чистящих средств, туалетной бумаги, мыла, бумажных полотенец и т.д. ). Теперь исполнение контракта стало для исполнителя невыгодно.
Какие шансы на то, что исполнителя включат в РНП, если он откажется от оказания услуг по причине удорожания, и заказчик расторгнет с нами контракт в одностороннем порядке?».
Ответ эксперта
В соответствии с нормами, регламентируемыми ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ)
«1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
- При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта……... При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом».
Таким образом, стороны обязаны добросовестно исполнять условия контракта, заключенного сторонами на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
В свою очередь, ст. 95 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда возможно изменение существенных условий контракта.
Одновременно с этим заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. К таким основаниям относится, в частности, неисполнение, либо недобросовестное исполнение контракта.
При этом, в случае принятия такого решения, заказчик обязан передать информацию о расторжении контракта в одностороннем порядке в Федеральную антимонопольную службу.
Одновременно с этим, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Основываясь на практике Федеральной антимонопольной службы, практике решений судов, можно сделать вывод, что утрата заинтересованности в исполнении контракта, заключенного в соответствии 44-ФЗ, исходя из вопросов получения экономической выгоды, сама по себе не свидетельствует об отсутствии возможности продолжать исполнять контракт, либо исполнять его надлежащим образом.
Исполнитель должен доказать заведомую убыточность и отсутствие экономической выгоды, что исполнение контракта может привести к прекращению деятельности общества, существенно ограничить ее, несостоятельность общества, возникновение значительных затруднений в ее осуществлении.
Отвечая на ваш вопрос, считаем, что в случае отказа от исполнения условий контракта и при отсутствии доказательств невозможности его исполнения, существует высокий шанс внесения сведений о таком исполнителе, в реестр недобросовестных поставщиков.
Автор: Светлана Попова
Комментариев пока нет