Уважаемые читатели! Мы продолжаем отвечать на ваши вопросы.
Вопрос
«Подскажите, пожалуйста, могу ли я заключить дополнительное соглашение к контракту на замену препарата, технические и функциональные свойства которого являются улучшенными по сравнению с характеристиками препарата, указанными в контракте, если при определении поставщика было применено Постановление Правительства № 1289, но замена касается не страны, и не производителя, а только торгового наименования препарата (было «Гидроксиэтилкрахмал 130/0.4 раствор для инфузий 6% 500 мл», а к замене предложено «Гидроксиэтилкрахмал 200/0.5 раствор для инфузий 6% 500 мл»?»
Ответ эксперта
В соответствии с нормами, регламентируемыми частями 3, 4, 6 ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ):
«3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее – минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
- Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона».
В свою очередь, ч. 3 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотрено:
«3. При заключении и исполнении контракта, предметом которого является поставка лекарственного препарата с соблюдением ограничений, предусмотренных настоящим постановлением, не допускается замена лекарственного препарата конкретного производителя или страны его происхождения, указанных в заявке (окончательном предложении), содержащей предложение о поставке лекарственного препарата».
Письмом Минэкономразвития России от 18.04.2016 N Д28и-1029, предусмотрено:
«При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускаются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Таким образом, при осуществлении закупок лекарственных препаратов внесение изменений в спецификацию, являющуюся приложением к заключенному контракту, допускается только в случае, предусмотренном частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
При этом страна происхождения товара не является показателем его качества, технических и функциональных характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 года N 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении и исполнении контракта, предметом которого является поставка лекарственного препарата с соблюдением ограничений, предусмотренных указанным постановлением, не допускается замена лекарственного препарата конкретного производителя или страны его происхождения, указанных в заявке (окончательном предложении), содержащей предложение о поставке лекарственного препарата».
Таким образом, на основании вышеизложенного, очевидно, что в случае установления ограничений, предусмотренных ПП 1289, замена лекарственного препарата конкретного производителя или страны его происхождения, невозможна.
Что касается описанного вами случая, даже при соблюдении указанных условий (не изменяются производитель, страна происхождения) замена одного торгового наименования на другое не представляется возможной. Терапевтический эффект лекарственного препарата обусловлен в первую очередь его действующим веществом, которое характеризуется международным непатентованным наименованием (МНН). При изменении торгового наименования МНН препарата остается неизменным, и в этом случае весьма проблематично доказать, что произошла замена изначального товара на товар с улучшенными характеристиками.
Автор: Светлана Попова
Комментариев пока нет