Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Об установлении требований в закупках по 223-ФЗ

Об установлении требований в закупках по 223-ФЗ
Теги: #223-ФЗ #Правоприменительная практика

Уважаемые читатели! Мы продолжаем отвечать на ваши вопросы.

Вопрос

«Являемся заказчиком, осуществляющим закупки на основании Положения о закупке в соответствии с 223-ФЗ. Нашим Положением предусмотрено право заказчика при проведении конкурентной закупки, запрашивать у участника дополнительные сведения и документы до подведения итогов. Также в числе прочего предусмотрена обязанность исполнителя при исполнении условий контракта согласовывать привлечение третьих лиц путем получения согласия заказчика. Однако ФАС посчитал что установление нами таких прав и требований, ограничивает количество участников закупки.

Просим вас дать экспертную оценку и прокомментировать ситуацию с учетом сложившейся практики».

Ответ эксперта

Одним из принципов, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», является принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Однако в отношении указанных вами прав и требований не существует единообразия практики решений Федеральной антимонопольной службы и органов суда.

К примеру, некоторые органы суда считают, что возможность запрашивать у участников разъяснения или дополнения не ограничивает, а поддерживает конкуренцию. Установление права запрашивать информацию и документы позволяет не отстранять тех, кто допустил ошибки при подготовке заявки. При условии, что содержание заявок не меняли и не дополняли, чтобы не создавать преимущества отдельным лицам. Наличие такого права само по себе нельзя считать нарушением и ограничивающим конкуренцию, либо нарушающим принцип равенства сторон.

Также не является ограничивающим конкуренцию, нарушающим принцип равенства сторон требование о необходимости согласовывать привлечение субподрядчиков. Это условие о способе и порядке исполнения договора, которое должен соблюдать только победитель. Оно не ограничивает участников закупки. Кроме того, контрагенту не запрещено привлекать соисполнителей, а лишь согласовывать. Как оказывать услуги – подрядчик выбирает сам.

К данным выводам пришел в частности Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.06.2023 № 09АП-33539/2023, 09АП-33541/2023 по делу № А40-13347/2023.

Однако, существует и иное мнение.

К примеру, определение Верховного Суда РФ от 20.02.2023 № 305-ЭС22-29198 по делу № А40-78641/2022 обращает внимание, что право запрашивать у участников разъяснения или дополнения создает заказчику возможность принимать альтернативное решение в отношении заявки, не соответствующей требованиям конкурсной документации, исходя из субъективных предпочтений.

Самарское УФАС России решением от 06.04.2022 № 063/07/3-253/2022 определило, что спорное условие проекта договора нарушает право исполнителя на свободу правоотношений с третьими лицами, то есть принцип свободы договора, установленный статьей 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Исполнитель вправе самостоятельно определять необходимость задействования лиц, которые могут способствовать ему в получении наилучшего результата, наличие же требования об обязательном согласовании с заказчиком привлечения третьих лиц налагает на исполнителя чрезмерные, необоснованные ограничения и нарушает его права.

Автор: Светлана Попова

21 августа 2023, 13:03
533
Теги: #223-ФЗ #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.