Форум-выставка ГОСЗАКАЗ - Новые вызовы
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Об обосновании НМЦК при осуществлении закупок, попадающих под действие Приказа Минфина 126н

Об обосновании НМЦК при осуществлении закупок, попадающих под действие Приказа Минфина 126н
Теги: #Правоприменительная практика

Уважаемые читатели! Мы продолжаем отвечать на ваши вопросы.

Вопрос

«При обосновании НМЦК (нацрежим 126Н) есть ли у Заказчика обязанность принимать для обоснования только те коммерческие предложения, которые содержат ТРУ из РФ и ЕАЭС?».

Ответ эксперта

Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) для цели достижения минимальной доли закупок товаров Российского производства, определены Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (вместе с «Положением о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок, о требованиях к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, о порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок таких отчета и обоснования», «Положением о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств»).

В частности, пунктом 3 такого Положения предусмотрено следующее:

«3. Установить следующие особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) для цели достижения минимальной доли закупок:

при определении идентичности и однородности товаров в соответствии с частями 13 и 14 статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик учитывает исключительно товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза (в том числе включенные в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», единый реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»), а также включенные в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при наличии) соответствующих товаров;

при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный частью 5 статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности. При наличии в такой системе информации о менее чем трех субъектах заказчик направляет запрос об информации о цене товара также поставщикам, которые осуществляют поставки происходящих из государств — членов Евразийского экономического союза товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии — однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, обязанность запрашивать коммерческие предложения, в случае если НМЦК обосновывается методом анализа рынка, распространяется только на ТРУ, подпадающие под действие Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции»), Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В случае осуществления закупок ТРУ, подпадающих под действие Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52516), такого требования законодательно не установлено.

В случае осуществления закупок ТРУ, подпадающих под действие Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, вы должны установить условия допуска в общем порядке, если закупаете товар, который входит в один из Перечней к Приказу N 126н. При этом недопустимо в рамках одной закупки (контракта, лота) приобретать товары, включенные в Перечни к Приказу N 126н, и товары, отсутствующие в них (п. п. 1, 3 Приказа N 126н, п. 5 Информационного письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281).

Если в Перечнях к Приказу N 126н приведен трехзначный код ОКПД2 (подкласс), условия допуска распространяются на все позиции подкласса. На это, в частности, указал Минфин России (Письмо от 05.08.2019 N 24-01-08/58632). Полагаем, что данная позиция применима и к случаям, когда в Перечнях к Приказу N 126н указан двузначный код ОКПД2 (класс).

По условиям допуска преимущество предоставляется при проведении конкурентных закупок участникам, которые предложили товары только из ЕАЭС и заявки которых соответствуют установленным требованиям (п. п. 1.1, 4 Приказа N 126н).

Для подтверждения страны происхождения товара участник должен указать ее наименование в заявке (п. 1.6 Приказа N 126н, п. 4 Информационного письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281).

При исполнении контракта на поставку товаров из Перечней к Приказу N 126н страну происхождения товара можно изменить только на страну из ЕАЭС (п. 1.7 Приказа N 126н).

Применять условия допуска чаще всего нужно совместно с ограничениями. Поэтому всегда проверяйте, не подпадает ли закупаемый товар как под условия допуска, так и под ограничения. Так, если закупаемая продукция включена и в Перечень к Постановлению N 878, и в один из перечней к Приказу N 126н, применить нужно и ограничения допуска по Постановлению N 878, и условия допуска по Приказу N 126н (Письмо ФАС России от 31.10.2022 N ДФ/99397/22).

Общий порядок предоставления преимуществ определен в п. п. 1.11.3 Приказа N 126н, а случаи, когда их предоставлять не нужно, — в п. 2 данного Приказа.

Условия допуска не надо применять, если (п. 2 Приказа N 126н, п. 1 Письма Минфина России от 15.04.2019 N 24-02-05/26879):

  • конкурс (аукцион, запрос котировок в электронной форме) согласно Закону N 44-ФЗ признается несостоявшимся;
  • все заявки, признанные соответствующими требованиям извещения (документации), содержат предложения о поставке товаров исключительно из ЕАЭС;
  • все заявки, признанные соответствующими требованиям извещения (документации), содержат предложения о поставке хотя бы одного товара не из ЕАЭС;
  • закупаются товары, в отношении которых Правительство РФ установило запрет согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ.

При этом, при осуществлении закупок ТРУ, подпадающих под действие Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014, вам могут понадобиться данные из следующих реестров:

— Реестра российской промышленной продукции (https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/). Необходимость его использовать закреплена Постановлениями Правительства РФ N N 616, 617, 2014;

— Единого реестра российской радиоэлектронной продукции (https://gisp.gov.ru/rep/marketplace/#/products) — предусмотрен Постановлениями Правительства РФ N N 616, 878, 2014;

— Евразийского реестра промышленных товаров (https://erpt.eecommission.org/) — предусмотрен Постановлениями Правительства РФ N N 616, 878, 2014;

— Реестра российского ПО (https://reestr.digital.gov.ru/) и Реестра евразийского ПО (https://eac-reestr.digital.gov.ru/) — закреплены Постановлением Правительства РФ N 1236.

При закупке, осуществляемой для достижения минимальной обязательной доли, соблюдайте ряд особых правил (ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014):

устанавливая идентичность и однородность товаров при определении НМЦК, учитывайте только товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС (в том числе включенные в Реестр российской промышленной продукции, Реестр евразийской промышленной продукции, Единый реестр российской радиоэлектронной продукции). Исходите при этом из указанных в КТРУ характеристик (при наличии) соответствующих товаров;

определяя НМЦК методом анализа рынка, запросы о предоставлении ценовой информации направляйте субъектам деятельности в сфере промышленности, данные о которых есть в ГИСП (https://www.gisp.gov.ru/gisplk/).

Если в этой системе содержится информация о менее чем трех указанных субъектах, сделайте следующее. Направьте запрос также поставщикам, сведения о которых (в том числе о поставляемых ими товарах), есть в реестре контрактов в ЕИС и которые поставляют происходящие из стран ЕАЭС товары, идентичные товарам, требуемым вам (при отсутствии таковых – однородные товары);

при описании объекта закупки приводите характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в КТРУ.

При применении ограничений или запретов руководствуйтесь как кодом закупаемого товара по ОКПД2, так и наименованием вида товара (Письмо ФАС России от 29.03.2019 N 17/25505/19).

Учтите: если в НПА, устанавливающем запрет (ограничение, условия) допуска иностранных товаров, приведен, например, двухзначный код ОКПД2 (класс), то он распространяется на все позиции (подклассы, группы и т.д. ) этого класса (Письма Минфина России от 06.11.2020 N 24-03-07/96955, от 05.08.2019 N 24-01-08/58632).

При планировании закупок информация о применении запретов (ограничений, условий) на допуск иностранных товаров (работ, услуг) в план-график не включается (ч. 2 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279).

Автор: Светлана Попова

24 января 2023, 13:51
384
Теги: #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.