Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

На что жалуетесь?

Разбираемся в полномочиях и особенностях работы контрольных органов в сфере закупок
На что жалуетесь?
Теги: #44-ФЗ #ФАС

Ст. 105 Федерального закона  от 05.04.2013  N 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено:

«Любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки».

Казалось бы, здорово! Считает участник размещения заказа,  что его права нарушены, может смело жаловаться! Хочет в суд, хочет в ФАС.

Той же ст. 105 44-ФЗ даже предусмотрено, куда именно нужно жаловаться:

Жалоба подается в:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд;

2)  контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения, о которых составляют государственную тайну;

3) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

4) орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Однако, не все так просто!

К примеру, одна из довольно частых причин для жалобы, это нарушение порядка расчета, или формирования начальной максимальной цены контракта. К примеру, заказчик при расчете НМЦК, существенно занизил цену, обеспечив тем самым преимущество одному, отдельно взятому хозяйствующему субъекту.

При этом, ч. 8 ст. 99 44-ФЗ, предусмотрено, что контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют о внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Ну хорошо, пожалуемся туда, думает участник.

НО! Дело в том, что Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в соответствии со Ст. 269.2. БК РФ, ограничиваются только проверкой, контролем и выдачей предписания. В отличие от органов ФАС, у органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нет полномочий к установлению обязательных для исполнения требований о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. Иными словами, закупка с неверно рассчитанным НМЦК, идет своим чередом, и участник в любом случае не может принять в ней участие. А если принимает, то на заведомо не выгодных для себя условиях.

Жалобы же,  поданные на нарушения заказчиком расчета НМЦК, ФАС не рассматриваются.

А вот еще один интересный казус: подается заявка на участие в конкурсе в электронной форме. По результатам оценки и сопоставления заявок, заказчик явно и несправедливо начисляет баллы, отдавая преимущество одному из участников. Данный факт отражает протокол, заявка оценивается не в соответствии с критериями оценки, описанными самим же заказчиком в конкурсной документации. Интересно, думает участник, как же так! Почему заказчик оценивает заявку не так как предусмотрел в конкурсной документации, а как считает нужным?

А вот почему, отвечаем мы:

Ч. 6 ст. 106 44-ФЗ предусмотрено:

«Рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений».

И в свою очередь,  п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 44-ФЗ предусмотрено:

«3. В случаях, предусмотренных  частью 16 статьи 34 настоящего Федерального закона, а также в иных установленных Правительством Российской Федерации случаях для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вместо критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных частью 20 статьи 22 настоящего Федерального закона.

«4. В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок».

Что же это значит?! А это значит, что ФАС не рассматривает жалобы на результаты оценки заявок, не рассматривает жалобы на  несправедливо присвоенные баллы.

Что остается участнику? Только одно – обратиться в суд за защитой своих прав!

Казалось бы! Но опять есть нюансы.

Сроки рассмотрения таких обращений в судебные органы 44-ФЗ не регулируются.

Ч. 1 ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее АПК РФ) предусмотрено: «Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если настоящим Кодексом не установлено иное».

Ч. 2 ст. 152 АПК РФ предусмотрено: «Срок, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса».

При этом, в обязательном порядке должен быть соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора, который тоже предусматривает обязательное соблюдение установленных сроков.

Таким образом, учитывая загруженность судов, очередность рассмотрения дел, сроки изготовления решения суда, срок вступления его в законную силу (ч. 1 ст. 180 АПК РФ «Решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Иными словами, к моменту получения решения суда контракт,  на заключения которого претендовали все участники конкурса, будет не только заключен, но и исполнен, а возможно даже оплачен заказчиком.

Автор:  Светлана Попова

16 октября 2020, 16:52
605
Теги: #44-ФЗ #ФАС

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.