Вопрос:
Добрый день! Может ли заказчик отменить процедуры закупки по 223-ФЗ до заключения договора (с учетом того, что поставщик подписал) на основании того, что в условиях коронавируса отпала необходимость в проведенной закупке?
Подведомственность Заказчика: город Москва (Публично-правовое образование – город Москва, столица Российской Федерации, город федерального значения).
Ответ эксперта:
В соответствии с нормами, регламентируемыми Федеральным законом от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ):
«5. Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
6. Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения.
7. По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством».
Таким образом, 223-ФЗ регламентирован порядок отмены конкурентной закупки.
При этом, кроме норм, регламентируемых 223-ФЗ, заказчики, осуществляющие закупки на его основании, руководствуются Положением о закупках товаров, работ, услуг, которое в соответствии с нормами, регламентируемыми ч. 2 ст. 2 223-ФЗ: «является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения».
Типовое положение заказчиков города Москвы разрабатывается и впоследствии утверждается совместным приказом Департамента городского имущества города Москвы, Департамента города Москвы по конкурентной политике, Главного контрольного управления города Москвы.
Типовым положением заказчиков города Москвы предусмотрено:
«9.15. Заказчик, официально разместивший в ЕИС посредством функционала ЕАИСТ извещение о проведении конкурентной закупки в электронной форме, вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
По истечении даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке и до заключения договора Заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
9.16. Решение об отмене проведения конкурентной закупки в электронной форме размещается в ЕИС посредством функционала ЕАИСТ в день принятия этого решения».
5 марта 2020 г. Указом № 12-УМ Мэр города Москвы С.С. Собянин в связи с угрозой распространения в Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ввел на территории города Москвы режим повышенной готовности.
19.03.2020 года Министерство финансов Российской Федерации подготовило разъяснение и подтвердило: «распространение такой новой коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы».
В соответствии с вышеизложенным, принимая во внимание нормы действующего законодательства, отмеченные выше Указ и разъяснения, приравнивающие распространение новой коронавирусной инфекции к обстоятельствам непреодолимой силы, Заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) по истечении даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке и до заключения договора, в случае если потребность в таком договоре, как и условия его исполнения, в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, становятся не актуальными, либо не исполнимыми.
Отдельно обращаем внимание, что решение об отмене проведения конкурентной закупки в электронной форме, должно содержать в данном случае обоснование, поясняющее причину отмены. В таком случае, при проверке закупочной деятельности заказчика, у органов, уполномоченных на осуществление контроля, не возникнет вопросов к действиям заказчика.