Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Коронакризис – не повод отчаиваться: контрактная система ждет!

Коронакризис – не повод отчаиваться: контрактная система ждет!
Теги: #АКО

В настоящее время в связи со сложившейся неблагополучной эпидемиологической обстановкой, оказывающей негативное влияние на экономические процессы, значительная часть предприятий испытывает влияние кризисной ситуации,  и многие специалисты в силу объективных причин остаются без работы.

Однако, на наш взгляд, существует реальная возможность частично решить финансовые и сбытовые проблемы предприятий путем вхождения в сферу государственных, муниципальных и корпоративных закупок. Зачастую специалисты таких предприятий не имеют опыта участия в закупках, кроме того,  в их среде нередко бытует мнение о том, что система закупок для них закрыта.

В данных условиях необходимо решить задачу по вовлечению таких предприятий в систему закупок: объяснить принципы закупочных процедур, научить трактовать требования законодательства и опровергнуть сложившееся представление об отсутствии результативности их участия в конкурсах и аукционах.

Однако  на начальном этапе принятия решения о возможности/целесообразности участия в той или иной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участнику закупки настоятельно рекомендуется проанализировать и оценить финансовые, репутационные и организационные риски.

В данной статье авторы поставили задачу сделать обзор основных обстоятельства, на которые необходимо обратить внимание участнику закупки при  принятии решения об участии в закупочной процедуре, а также при оценке и анализе конкурентов и заказчика в целях оценки шансов на победу в конкурентной процедуре. Обращаем внимание, что за скобками оставлены расходы организации на заработную плату, приобретение оргтехники и другие операционные и текущие затраты, свойственные любому предпринимателю.

  1. Оценка финансовых рисков (затрат)

Прежде чем принять решение об участии в закупке, необходимо оценить и сопоставить затраты, которые понесет участник закупки в обязательном порядке при участии (победе) в конкурентной процедуре, с прибылью, которую такой участник может получить, исполнив заключенный контракт:

  • Затраты на получение электронной подписи – от 6 000 руб.
  • Затраты на открытие специального счета в банке, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках (перечень банков установлен Распоряжением Правительства РФ от 13.07.18 г. №1451-р) – в соответствии с расценками соответствующего банка.
  • Затраты на оплату услуг оператора электронной площадки, в случае если участник закупки стал победителем, и с ним заказчик заключает контракт – 1 % от Н(М)ЦК, но не более 5 000 руб.; для СМП – 1 % от Н(М)ЦК но не более 2 000 руб.
  • Обеспечение заявки (предоставляется в виде денежных средств или банковской гарантии и является по сути возвратным «залогом», кроме случая уклонения от заключения контракта).

– от 0,5% до 1% Н(М)ЦК, если ее размер составляет до 20 млн. руб.;

– от 0,5% до 5% Н(М)ЦК, если ее размер составляет более 20 млн. руб.

Если участник закупки (при установлении  заказчиком такого требования) – учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и Н(М)ЦК составляет более 20 млн. руб., размер обеспечения заявки не может превышать 2% Н(М)ЦК.

  • Обеспечение исполнения контракта (предоставляется в виде денежных средств или банковской гарантии и является по сути возвратным «залогом», кроме случая неисполнения контракта).

Размер обеспечения исполнения контракта – от 5% до 30%  Н(М)ЦК. В случае, если Н(М)ЦК превышает 50 млн. руб., заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30%  Н(М)ЦК, но не менее,  чем в размере аванса (если  контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает 30% Н(М)ЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на 25%  и более по отношению к Н(М)ЦК, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер (ст. 37 ФЗ-44). В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ-44 («закупки только среди СМП»), предусмотренный размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом антидемпинговых мер (ст. 37 ФЗ-44), устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса.

До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок «только среди СМП» (ст. 30 ФЗ-44) заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

СМП имеют право не предоставлять обеспечение контракта, в случае если они способны подтвердить свою добросовестность, путем – предоставить добросовестно (без нарушений, штрафов, пени) исполненные контракты (по 44-ФЗ).

  • Гарантийные обязательства по контракту.

Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% Н(М)ЦК.

  • Налоги, сборы, таможенные пошлины, иные обязательные платежи – данная сумма рассчитывается исходя из системы налогообложения исполнителя (либо в отдельных случаях зависит от специфики товара, например, 10 % на мед.изделия), включая расходы на доставку, погрузку и т.д. , в случае, если это предусмотрено заказчиком, а также затраты на страхование, таможенные сборы и т.д.
  • Пени, штрафы

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления пени.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в процентном отношении от цены контракта (этапа):

– 10%, если цена не превышает 3 млн руб.;

– 5%, если цена от 3 млн  до 50 млн руб. (вкл.);

– 1%, если цена от 50 млн до 100 млн руб. (вкл.);

– 0,5%, если цена от 100 млн до 500 млн руб. (вкл.);

– 0,4%, если цена от 500 млн до 1 млрд руб. (вкл. );

– 0,3%, если цена от 1 млрд до 2 млрд руб. (вкл.);

– 0,25%, если цена от 2 млрд до 5 млрд руб. (вкл.);

– 0,2%, если цена от 5 млрд до 10 млрд руб. (вкл.);

– 0,1%, если цена превышает 10 млрд рублей.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:

а) 1000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;

б) 5000 руб., если цена контракта от 3 млн до 50 млн руб. (вкл.);

в) 10000 руб., если цена контракта от 50 млн до 100 млн руб. (вкл.);

г) 100000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

  1. Репутационные и организационные риски
    • Репутационный риск попадания в реестр недобросовестных поставщиков в случае уклонения от заключения контракта, а также в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контрактов.

Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр.

Таким образом, участник, внесенный в РНП, а так же его учредители, не могут в течение 2-х лет, принимать участие в закупках и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ (в случае установления заказчиком соответствующего требования).

Отдельно отметим тот факт, что информация о взыскании неустойки (пени,  штрафов) размещается заказчиком в реестре контрактов, при этом данный реестр является открытым и потенциальные контрагенты в целях принятия решения о допустимости заключения коммерческих договоров имеют возможность пользоваться данным реестром для оценки репутации другой стороны.

Кроме того, контракты, исполненные с нарушением, не могут быть использованы в части подтверждения добросовестности участниками закупки.

  • Организационные риски:

Зачастую неудача начинающего участника закупок  связана с отсутствием знаний, лежащих в области закупок и позволяющих отследить, и следовать тому, что основной красной нитью проходит через всю сферу закупок, а именно –  соблюдение сроков!

Сроки в законодательстве о закупках  привязаны абсолютно к каждому действию каждой из сторон, задействованных в сфере закупок.

Именно отслеживание сроков, осуществление действий, связанных с ними, лежит в основе успешного участия в закупках, и исполнения контрактов. Нарушение любого из сроков,  предусмотренного для участника закупки, влечет за собой определенные последствия.

Нарушил срок подачи заявок – лишился возможности принять участие в закупке.

Нарушил срок и не успел принять участие в аукционе – лишил себя возможности стать победителем аукциона.

Нарушил срок предоставления обеспечения контракта и направления заказчику подписанного проекта контракта – лишил себя возможности исполнить контракт, попал в РНП, как уклонившийся от заключения контракта. На два года закрыл для себя возможность принимать участие в закупках и по 44-ФЗ,  и по 223-ФЗ.

Нарушил срок исполнения условий контракта – заплати неустойку.

Снижение организационных рисков состоит в необходимости четкого понимания каждого действия участника закупки, и сроков определенных для каждого такого действия. В качестве способа исключения данного риска на практике используются памятки и специальные электронные календари.

  1. Оценка и анализ конкурентов

Поставщику (подрядчику, исполнителю), особенно начинающему, очень важно оценить конкурентов. Поскольку именно с конкурентом участник торгуется, именно между конкурентами идет борьба за победу и контракт.

Существует несколько способов оценки конкурентов, в том числе с использованием специальных сервисов (модулей), однако есть и открытые (бесплатные) источники информации.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) https://zakupki.gov.ru в разделах «Реестр контрактов» и «Реестр договоров»  по ИНН можно найти контракты, заключенные и исполняемые известным участнику закупки конкурентом. На основании открытых данных,  указанных в данных реестрах, можно оценить список товаров, работ, услуг (ТРУ),  поставляемых/исполняемых таким конкурентом, их объемы, сроки исполнения, цена, по которой поставляется товар, выполняется работа, оказывается услуга. Сопоставив данные факторы, можно оценить свои ресурсы и шансы на победу.

Обязательно нужно уточнить, не находится ли ваш конкурент, или его учредители, в РНП. Данную информацию можно получить в ЕИС, в соответствующем разделе.

  1. Оценка и анализ заказчика

Прежде чем принять решение подать заявку на участие в закупке, необходимо подробно изучить заказчика.

В данном случае можно также воспользоваться ЕИС. Так, в разделах «Реестр контрактов» и «Реестр договоров» по ИНН заказчика можно ознакомиться со всеми контрактами и договорами, заключенными им. Реестр контрактов, как и реестр договоров, содержат информацию о ведении заказчиком претензионной работы, а  платежные поручения подскажут, насколько аккуратен заказчик в процессе оплаты.

Разделы: «Жалобы», «Плановые проверки», «Внеплановые проверки», «Результаты контроля» помогут собрать информацию о том, как часто данный заказчик нарушает законодательство о закупках. Раздел, касающийся реестра недобросовестных поставщиков, подскажет,  как часто по инициативе данного конкретного заказчика, участники закупок попадают в РНП.

Воспользовавшись сайтом арбитражного суда, при помощи ИНН заказчика, можно отследить, как часто данный заказчик вступает в судебные споры, и является он истцом, или ответчиком в судебном процессе.

Надеемся, что данный материал (не претендующий на научную глубину) позволит начинающему участнику закупки не заблудиться в хитросплетениях закупочного законодательства и воспользоваться возможностью честно побороться за государственный или муниципальный заказ и удержаться на плаву в экономически сложную эпоху коронакризиса.

Авторы: Павел Лисин, Светлана Попова

28 сентября 2020, 15:10
585
Теги: #АКО

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.