Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

«К вопросу о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»

Что делать, когда прямое законодательное регулирование отсутствует?
«К вопросу о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»
Теги: #ГОЗ #Правоприменительная практика

Редакция продолжает отвечать на вопросы, поступающие в рубрику «Вопрос-ответ, Академия разъясняет».

Вопрос:

При проведении процедуры регулируемой нормами 223-ФЗ и Положением о закупке, и признании такой закупки несостоявшейся в случаях если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка либо только одна заявка признана соответствующей, договор заключается с единственным участником закупки по начальной (максимальной) стоимости.

Если данная закупка проводится с целью заключения Договора для выполнения государственного оборонного заказа, то стороны должны соблюдать требования Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», и как следствие руководствоваться Постановлением правительства № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», согласно Разделу IV п.54 которого, размер прибыли для исполнителя который не производит, а закупает комплектующие, не должен превышать 1%.

Каким образом в данной ситуации Заказчику и Участнику регулировать исполнение требований ПП №1465 в части размера допустимой прибыли? И какая из сторон может быть привлечена к ответственности: Участник который с силу сложившихся независимых от него обстоятельств не смог снизить стоимость до допустимых для него значений (с учетом прибыли), или заказчик нарушивший порядок определения начальной (максимальной) цены государственного контракта затратным методом согласно (Раздел IV ПП №1465).

Ответ эксперта:

В настоящий момент прямое законодательное регулирование данной ситуации, отсутствует.

Однако, в соответствии с нормами, регламентируемыми подп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ – перечисление прибыли допускается в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг).

Возможно осуществить списание прибыли в рамках дополнительного соглашения к контракту.

При списании средств в счет перечисления прибыли в размере, превышающем 20% от цены контракта, уполномоченный банк вправе приостановить операцию (Указание Банка России от 24.10.2019 № 5300-У ). Операция по отдельному счету приостанавливается уполномоченным банком на 5 рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено (ч. 2 ст. 8.6 Закона № 275-ФЗ). Решение об операции принимается уполномоченным банком на основании полученного от головного исполнителя уведомления об обоснованности или о необоснованности проведения приостановленной операции. Размер же прибыли может превышать 20%. Например, в случае определения цены на поставленную продукцию методами, отличными от затратного метода и метода индексации по статьям затрат:

п. 58 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» – далее Положение).

Обоснование:

Уполномоченный банк вправе приостановить операцию по отдельному счету, если она соответствует хотя бы одному из следующих критериев:

–  списание денежных средств с отдельного счета исполнителя;

– списание денежных средств с отдельного счета исполнителя в счет перечисления прибыли в размере, превышающем 20 процентов от цены контракта.

П. 54 Положения: При определении цены на продукцию, указанную в пункте 6 настоящего Положения, с применением затратного метода в соответствии с разделом II настоящего Положения размер плановой рентабельности (прибыли) в составе цены на указанную продукцию устанавливается в размере суммы: не более 1 процента плановых привнесенных затрат и не более 20 процентов плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции, но не менее 10 процентов плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции.

При этом для головного исполнителя (исполнителя) в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20 процентов и более, плановая рентабельность (прибыль) не может быть менее 5 процентов себестоимости продукции.

В случае обоснования головным исполнителем государственного контракта (потенциальным головным исполнителем при определении прогнозной цены на продукцию) необходимости направления части прибыли от поставки продукции на развитие производства для эффективного выполнения государственных контрактов (контрактов) на поставку продукции, в том числе для снижения трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, плановая рентабельность (прибыль) в части, определяемой при расчетах цены на продукцию исходя из плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) указанной продукции, устанавливается в размере от 20 до 25 процентов этих затрат (кроме случаев установления базовой цены). При этом размер плановой рентабельности (прибыли) в части, определяемой при расчетах цены на продукцию исходя из привнесенных затрат, не может превышать 1 процент этих затрат.

Предусмотренный настоящим пунктом размер рентабельности (прибыли) является плановым и применяется только:

  • – для определения прогнозных цен (вне зависимости от их вида) на продукцию при формировании государственного оборонного заказа;
  • – для определения фиксированной, ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию и цены на продукцию, возмещающей издержки, – при заключении государственного контракта (контракта) или дополнительного соглашения к государственному контракту (контракту);
  • – для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта затратным методом.

П. 58 Положения: При определении цены на продукцию методами, отличными от затратного метода и метода индексации по статьям затрат, порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, установленный пунктами 54 – 56 настоящего Положения, не применяется.

Пример:

(Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 № 09АП-76296/2019 по делу № А40-162841/2019):

Более того, согласно пункту 58 ПП № 1465 «при определении цены на продукцию методами, отличными от затратного метода и метода индексации по статьям затрат, порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, установленный пунктами 54 – 57 настоящего Положения, не применяется».

Цена рассматриваемого договора формировалась проектно-сметным методом, то есть путем предоставления Исполнителем Заказчику локальных смет на выполняемые работы, составленные с применением сметно-нормативной базы, используемой для определения сметной стоимости отдельных видов работ и затрат в соответствии с МДС 81-35.2004 (Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ). Результатом работ по Договорам является Акт сдачи-приемки выполненных работ и Справка о стоимости выполненных работ и затрат, составленные на основании смет в составе которых учтена сметная прибыль, являющаяся частью сметной стоимости работ. Таким образом, порядок определения рентабельности, в части снижения ее до норм, установленных пунктами 54 – 57 ПП № 1465, не применяется.

Вместе с тем, пункт 37 ПП № 1465 регулирует вопросы предоставления исполнителем Государственному заказчику предложений о цене (прогнозной цене) продукции. То есть отчетная калькуляция затрат необходима исполнителю (Ответчику) не для обоснования понесенных им затрат при формировании отчетной документации по контракту, а для формирования будущих предложений о цене продукции, при заключении с Государственным заказчиком новых контрактов.

Риски

Совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействия), запрещенных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 14.31 и 14.55 КоАП РФ – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Включение головным исполнителем, исполнителем в себестоимость производства (реализации) продукции по государственному оборонному заказу затрат, не связанных с ее производством (реализацией), за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу и не относящихся к производству такой продукции.

За нарушение условий договора, заключенного в целях выполнения ГОЗ, предусмотрена административная ответственность (ст. 14.55 КоАП РФ).

За нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности на виновное лицо налагается административный штраф (ст. 15.37 КоАП РФ).

Отдельно обращаем внимание:

«метод анализа рыночных индикаторов» – метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию на уровне, не превышающем цену на эту продукцию, сложившуюся на бирже (биржевой индикатор) либо определенную в соответствии с данными официальной статистической информации;

«метод сравнимой цены» – метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию, не превышающей цену на сравнимую продукцию, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (рыночную цену);

«сравнимая продукция» – продукция, идентичная или однородная рассматриваемой, реализация которой осуществлялась в сопоставимых условиях в период, не превышающий 2 лет до даты определения цены на рассматриваемую продукцию, и обладающая потребительскими свойствами, позволяющими заменить рассматриваемую продукцию (с учетом наличия необходимых лицензий у производителей этой продукции), либо продукция, являющаяся взаимозаменяемой по отношению к рассматриваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите конкуренции;

«затратный метод» – метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию исходя из состава затрат на ее поставку (включая производство) в виде суммы величин этих затрат и рентабельности (прибыли), определяемой в соответствии с разделом IV Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465.

С целью разрешения описанной вами ситуации, рекомендуем следующее:

Включить в Положение о закупке товаров, работ, услуг, на основании которого осуществляет закупки Ваша организация, возможности, аналогичные предусмотренным нормами, регламентируемыми Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно: снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта. Таким образом, сторонам необходимо заключить Договор по начальной цене, и заключить дополнительное соглашение о снижении цены, до необходимого размера.

31 мая 2021, 17:50
1 375
Теги: #ГОЗ #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.