Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Санкционные трудности и механизмы «защиты» поставщика в рамках 223-ФЗ

Разъясняем изменения Постановлений Правительства в части правил ведения реестра недобросовестных поставщиков
Санкционные трудности и механизмы «защиты» поставщика в рамках 223-ФЗ
Теги: #Правоприменительная практика

Уважаемые читатели! Мы продолжаем отвечать на ваши вопросы.

Вопрос

«Распространяется ли действие п. 2 постановления Правительства РФ от 21.03.2022 № 417 относительно взаимоотношений поставщика и заказчика, договор между которыми заключен в рамках 223-ФЗ? И какие существуют механизмы «защиты» поставщика в рамках 223-ФЗ во избежание включения его в реестр недобросовестных поставщиков в случае нарушения им существенных условий контракта по причине невозможности надлежащего исполнения в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, и как следствие одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров?».

Ответ эксперта

В соответствии с нормами, регламентируемыми п. 2 ИЗМЕНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД И ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2022 № 417 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:

«2. В Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»…...»

Таким образом, ПП 417 имеет прямую отсылку к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», которое в свою очередь, имеет отсылку к ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Следовательно, п. 2 ИЗМЕНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД И ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2022 № 417 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» распространяет свое действие только на решения органа контроля об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

  • принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
  • надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее – санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее – меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Следует обратить внимание, что о данном факте свидетельствует формулировка п. 15 ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ), которая указывает на порядок внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков комиссией контрольного органа, в случае расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке.

В соответствии с нормами, регламентируемыми Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 (ред. от 30.12.2015) «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вместе с «Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков», «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков», «Требованиями к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков), включение в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется в случаях уклонения победителя (единственного участника закупки) от заключения контракта, либо в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора.

Таким образом, в случае выполнения договора заключенного на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», расторжение договора заказчиком в одностороннем порядке, не влечет за собой последствий в виде включения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков. Такое решение может быть принято только органами суда.

Что касается механизмов и способов защиты, это всегда подтвержденные и обоснованные доказательства, позволяющие поставщику отстоять свои интересы и правоту как в федеральной антимонопольной службе, в случае –  если речь идет об исполнении условий контракта, заключенного и исполняющегося в соответствии с 44-ФЗ, так и в органах суда, в случае если речь идет об исполнении контрактов, заключенных и исполняемых на основании 223-ФЗ.

Автор: Светлана Попова

27 апреля 2022, 13:04
358
Теги: #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.