Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

«Дробление закупок» по 44-ФЗ

«Дробление закупок» по 44-ФЗ
Теги: #44-ФЗ #Правоприменительная практика

Уважаемые читатели! Мы продолжаем отвечать на ваши вопросы.

Вопрос

«Расскажите пожалуйста, что такое «дробление закупок»? В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информации об этом нет. Административная ответственность за «дробление» тоже не предусмотрена. Но слышали, что за «дробление» наказывают».

Ответ эксперта Академии Контрактных Отношений

Действительно, в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) не существует термина «дробление закупок».

Под дроблением закупок понимается закупка товара (работы, услуги) не в рамках, например, одного электронного аукциона, а по нескольким контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по цене не выше пределов, установленных для закупок «малого объема», т.е. осуществляемых на основании п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Ограничение подобных действий ранее было предусмотрено Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в отношении одноименных товаров (работ, услуг).

В соответствии с требованиями ч. 6.1. ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», товары, работы и услуги считались одноименными, если по коду ОКДП они относились к одной группе. Необходимо было учитывать квартальные лимиты для закупок таких товаров в малом объеме у единственного поставщика. В 93 ст. 44-ФЗ этот термин и связанные с ним ограничения отсутствуют. Согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации (Информационное письмо Минфина России от 08.06.2022 № 24-01-07/54275 «О направлении информации по вопросу заключения нескольких контрактов, предусматривающих закупку одноименных товаров, работ, услуг, цена каждого из которых не превышает максимальный размер цены контракта, предусмотренный пунктами 4 и 5 ч. 1 ст. 93  44-ФЗ.

Положениями этого закона ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 ч. 1 ст. 93 не установлены.

В этой связи заказчик вправе осуществлять закупки, в том числе одноименных товаров, работ, услуг, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ по общему правилу в пределах установленных законом максимальной цены контракта, максимальной стоимостной доли таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, максимального стоимостного объема в абсолютном выражении.

Дополнительно следует отметить, что статья 8 44-ФЗ, устанавливающая принцип обеспечения конкуренции в качестве принципа контрактной системы в сфере закупок, не содержит положений, влекущих невозможность осуществлять закупки одноименных товаров, работ, услуг, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 ч. 1 ст. 93.

Указанные выводы подтверждаются, например, письмами ФАС России от 25.04.2017 № РП/27902/17, от 14.11.2019 № ИА/100041/19, Минфина России от 08.06.2022 № 24-01-07/54275, от 24.07.2017 № 24-05-09/47113). Кроме того, ФАС России указала: с одним контрагентом даже в течение одного дня можно заключить несколько контрактов с одним предметом, если это не нарушает положения ст. 16 135-ФЗ.

Тем не менее искусственным дроблением закупки может быть признано заключение в течение непродолжительного времени контрактов по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на поставку одноименных товаров, содержащих идентичные условия и направленных на достижение ЕДИНОЙ хозяйственной цели. В отношении таких контрактов Верховный Суд РФ отметил, что они образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько контрактов для формального соблюдения ограничений, установленных в 44-ФЗ (Постановление от 07.10.2019 № 73-АД19-2).

Однако, учитывая, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд запрещены действия, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Эти действия могут повлечь негативные последствия, например, штраф за неправильный выбор способа проведения закупки.

Действительно, «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ не предусмотрена ответственность за «дробление закупок». Но нужно учесть, что наказание следует за уход от конкурентной процедуры. В случае если будет доказано что «дробление» т.е. заключение нескольких контрактов с единственным поставщиком было осуществлено с целью ухода от конкурентной процедуры, заказчика накажут за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Сумма штрафа за каждое такое нарушение, составляет тридцать тысяч рублей. За каждый случай принятия такого решения, т.е. за каждый заключенный контракт, не зависимо от суммы такого контракта.

Как же поступить, что бы ваши закупки у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не сочли «дроблением»?

Не рекомендуем заключать с единственным поставщиком несколько контрактов:

  1. с одним предметом закупки в течение небольшого промежутка времени (например, день, неделя, месяц);
  2. на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), которые функционально и (или) технологически связаны между собой;
  3. на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) результат заключения которых, имеет единую хозяйственную цель. К примеру, выполнение одного проекта.

               Автор: Светлана Попова

3 октября 2023, 23:51
597
Теги: #44-ФЗ #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.