Уважаемые читатели! Мы продолжаем отвечать на ваши вопросы.
Вопрос
«Приняли участие в закупке на поставку расходных материалов медицинского назначения. Закупка проводилась по 44-ФЗ. Стали победителем в данной закупке, предложив цену со снижением более 25 %. В качестве обоснования цены контракта представили свое гарантийное письмо. Однако, заказчик признал нас уклонившимися от заключения контракта. Просим пояснить, на сколько правомерны действия заказчика».
Ответ эксперта
В соответствии с нормами, регламентируемыми частью 9 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ):
«9. Если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.»
В соответствии с нормами, регламентируемыми пунктом 2 части 10 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), «обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, представляется участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола».
Следовательно, в соответствии с положениями вышеуказанных нормативных актов победитель обязан был предоставить обеспечение исполнения контракта в виде гарантийного письма производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документов, подтверждающих наличие товара у участника закупки, а также иных документов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
Данные доводы, подтверждены Письмом Минфина России от 16.06.2020 N 24-02-08/51678:
«В соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что, если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя:
– гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить);
– документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки;
– иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара».
Таким образом, при осуществлении закупок товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, предложенных таким участником закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ),
«в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта, а заказчик формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки».
Представленное при подписании проекта контракта собственное гарантийное письмо не отвечает предъявляемым к нему Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) требованиям, поскольку исходит не от производителя, а от самого участника закупки, а также не содержит обоснования предлагаемой цены.
На основании вышеизложенного, считаем действия заказчика правомерными. Данная позиция отражена так же в Решении Хабаровского УФАС России от 06.10.2022 N 7-1/252 по делу N 027/06/106-1312/2022, Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 декабря 2022 г. N Ф03-6136/2022.
Автор: Светлана Попова
Комментариев пока нет