Закупочный блиц-опрос

Мы подвели итоги уходящего года с экспертами в сфере закупок. Узнайте, кто «за», а кто «против» Дня закупщика, кто считает, что искусственный интеллект победит, а также ознакомьтесь с мнениями по квотированию закупок и с главными аспектами 44-ФЗ

А также принимайте новогодние поздравления от ключевых специалистов и экспертов отрасли – наших коллег и партнеров, регуляторов и контролеров в сфере госзаказа, руководителей общественных организаций и электронных площадок.



Антон Гетта

Координатор Бюро расследований ОНФ, депутат Государственной Думы

Михаил Евраев

Заместитель руководителя ФАС России

Анна Катамадзе

Заместитель руководителя Федерального казначейства

Владимир Гутенев

Депутат Государственной Думы

Лидия Никифорова

Председатель Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам

Елена Дыбова

Вице-президент ТПП РФ

Елена Волкова

Председатель Комитета по конкурентной политике Московской области

Роман Зимонас

Директор по закупкам, МТО и управлению качеством Госкорпорации «Росатом»

Юрий Зафесов

Директор Департамента закупок ПАО «Россети»

Александр Моносов

Генеральный директор Компании БФТ

Илия Димитров

Президент ГК Селдон

Владимир Лишенков

Генеральный директор «РТС-ТЕНДЕР»

Яков Геллер

Генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»

Дмитрий Сытин

Генеральный директор АО «ТЭК-Торг»

Андрей Степаненко

Генеральный директор ОАО «Российский Аукционный Дом»

Сергей Габестро

Генеральный директор АО «Электронные торговые системы»

Андрей Садофьев

Директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», член Правления ОПОРЫ РОССИИ

Дания Измайлова

Заместитель руководителя агентства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Астраханской области

Сергей Глущенко

Заместитель министра экономического развития Ростовской области

Олег Клочков

Директор департамента государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа

Анна Чупахина

Председатель комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области

Ирина Артёмова

Начальник Управления развития контрактной системы Министерства финансов Удмуртской Республики

Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области

Департамент государственного заказа Ярославской области

Управление Государственного заказа Амурской области


Антон Гетта, координатор Бюро расследований ОНФ, депутат Государственной Думы

Открытость и доступность госзакупок. Наличие регламентированной структуры системы закупок, позволяющей широкому кругу лиц участвовать, а заказчикам удовлетворять свои нужды.

Михаил Евраев, заместитель руководителя ФАС России

Закон № 44-ФЗ определяет правила и порядок взаимодействия при осуществлении государственных закупок, позволяет эффективно распределять бюджетные средства, приобретая качественные товары, работы, услуги.Основным направлением совершенствования Закона № 44-ФЗ сейчас является его дальнейшее упрощение. Так, в этом году была принята норма, предусматривающая предоставление исключительно согласия при проведении закупок строительных работ путем проведения электронного конкурса.

Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства

44 Федеральный закон дал большие возможности бизнесу для борьбы за государственный муниципальный заказ. В первую очередь – это закон о честной конкуренции между участниками закупок, закон о равной доступности и о качественном исполнении контрактов. Во-первых, такое объемное нормативное регулирование, мало где применяется, однако это очень важно для защиты интересов: как заказчиков, так и поставщиков. Во-вторых, 44-ФЗ – это один из наиболее оцифрованных законов, действующих в Российской Федерации. В совокупности с подзаконными нормативными актами, он насчитывает порядка 3 тысяч страниц. При этом большая часть этого объема оцифрована в Единой информационной системе и на электронных площадках. Практически весь документооборот в этой отрасли переведен в электронный формат. Закон стал более прозрачным, с одной стороны, благодаря юридическому регулированию, а с другой – технической доработке и развитию функционала ЕИС.

Владимир Гутенев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству

Самое важное в положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ заключено в том, что они существенно повышают качество обеспечения государственных закупок за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных и муниципальных контрактов. Позитивным моментом также является возможность обеспечить прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов. Отмечу значимое положение № 44-ФЗ, обязывающее заказчиков закупать товары и услуги у субъектов малого и среднего бизнеса в размере не менее 15% от совокупного годового объема закупок. Ключевыми для стимулирования развития высокотехнологичной промышленности страны считаю, принятые Государственной Думой летом прошлого года изменения в части квотирования закупок отечественной продукции, которые должны в полной мере способствовать решению поставленных в рамках реализации национальных проектов и диверсификации ОПК, и что немаловажно, оставить денежные средства внутри страны, заплатив их отечественным поставщикам.

Лидия Никифорова, Председатель Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам

Самое лучшее в 44-ФЗ – это то, что впервые была сделана попытка систематизировать всю закупочную систему.

Елена Дыбова, Вице-президент ТПП РФ

Следует отметить, что государство в целом активно регулирует закупочную деятельность и контролирует расходование бюджетных средств. Все большее внимание уделяется участию в закупках субъектов МСП. Хотя, конечно, большое количество изменений и нововведений в 44-ФЗ, порой, пугает не только новых, но и опытных участников закупок, но, с другой стороны, многие изменения направлены на упрощение системы закупок. Отвечая на вопрос, лучшими нововведениями в 2020 году в 44-ФЗ являются:
  • установление увеличение НМЦК для проведения электронного запроса котировок. Это позволяет не только экономить оборотные средства компании, которые раньше приходилось тратить на расходники и курьеров, но и приближает нас к полной цифровизации закупочной деятельности;
  • увеличение порога осуществления закупки у единственного поставщика с 300 000 до 600 000 тыс. руб. Сейчас активно развиваются электронные магазины, в которых проходят закупки малого объема. Закупки проходят в упрощенном порядке без дополнительных вложений. Участие в таких небольших торгах позволяет предпринимателю не только заработать, но и наработать опыт для дальнейшего участия в крупных закупках.
  • Елена Волкова, Председатель Комитета по конкурентной политике Московской области

    Безусловно, конкуренция, конкуренция и еще раз конкуренция. Это двигатель прогресса, который не позволяет, с одной стороны, «расслабиться» поставщикам, поскольку всегда может появиться кто-то, кто предложит более выгодную  цену либо лучшие условия исполнения контракта. С другой стороны, позволяет государству одновременно  наиболее полно удовлетворить потребности своего самого важного и требовательного заказчика – населения страны и сэкономить бюджетные средства, направив их на решение наиболее острых экономических и социальных проблем.Если сравнивать с точки зрения предшественников, в Федеральном законе № 44-ФЗ  регламентирован весь алгоритм закупочного процесса, начиная с планирования и заканчивая исполнением контракта.При этом особенно хочется  отметить  тенденцию цифровизации закупок. Цифровизация закупок позволяет нам развить конкуренцию даже там, где ее изначально не предполагалось. Например, закупки у единственного поставщика. Сейчас федеральным законодателем ведется активная работа по внедрению механизма «закупок с полки», который, безусловно, положительно скажется на развитии малого и среднего бизнеса в стране и в то же время позволит  в максимально короткие сроки  удовлетворить потребности заказчиков.Мы давно стремимся создать наиболее комфортные  условия для честной конкуренции и вовлечение малого и среднего бизнеса в экономическую жизнь региона. С этой целью в 2018 году был создан Электронный магазин Московской области (market.mosreg.ru), который уже зарекомендовал себя как эффективный ресурс.
    (Электронный магазин Подмосковья: работа по новому регламенту. Результат есть! Интервью Е.Н. Волковой)

    Роман Зимонас, Директор по закупкам, МТО и управлению качеством Госкорпорации «Росатом»

    Главное достоинство 44-ФЗ – он создает ясный и открытый механизм расходования и контроля за государственными средствами. Благодаря его действию, широкий круг лиц получил доступ к государственным закупкам. Закон устанавливает четкие процессы по всем этапам закупки: вплоть до заключения контракта и оплаты выполненных работ,  ошибиться в которых, имея должную квалификацию, сложно. Все это обеспечивает высокие показатели прозрачности государственных закупок.

    Юрий Зафесов, Директор Департамента закупок ПАО «Россети»

    Безусловным плюсом нужно назвать электронизацию процесса закупок, максимально широкое применение электронного документооборота в рамках закупочной деятельности заказчиков. Так же считаем позитивными антидемпинговые механизмы, предусмотренные законом 44-ФЗ, в частности, право заказчика установить в документации различные величины значимости критериев оценки заявок для заявок с аномально низкими ценовыми предложениям при закупках отдельных видов продукции.

    Александр Моносов, генеральный директор Компании БФТ

    Обеспечение возможности участия в государственных (муниципальных) закупках  максимально широкому кругу потенциальных участников.Поддержка малого предпринимательства – обязательность проведения закупок исключительно для субъектов малого предпринимательства.Регламентация закупочных процедур – заказчикам не надо ничего придумывать и описывать (как в случае с 223-ФЗ) – все предусмотрено Законом и подзаконными актами.

    Илия Димитров, Президент ГК Селдон

    Рынок B2G – один из самых доступных. Это стало возможным благодаря основополагающим принципам, заложенным в российскую систему госзаказа.Информационная открытость позволяет любому желающему узнать о потребностях госзаказчиков в товарах, работах или услугах. Стать поставщиком может любая организация, независимо от ее размера или даты создания. Всесторонняя поддержка отечественных производителей вкупе с приоритетом для инновационной и высокотехнологичной продукции позволяет многим отраслям экономики вести успешный бизнес, используя тендеры как основной канал продаж.

    Владимир Лишенков, генеральный директор «РТС-ТЕНДЕР»

    Самое главное на сегодняшний день – единство требований и правил проведения закупочной процедуры. Это позволяет избегать ошибок участникам закупок. Если говорить о конкретных положениях, то считаю главные преимущества – впереди: второй оптимизационный пакет поправок завершит реформу закупок. Стадия исполнения контракта перейдет в электронный формат, что будет удобно для бизнеса и заказчиков. Государство получит новые возможности по использованию контрактов жизненного цикла, которые реализуются не только в сфере крупных инфраструктурных проектов, но и могут находить свое применение в других сферах.

    Яков Геллер, генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»

    Попытка обеспечить равнодоступность бизнеса к закупкам, регулируемым заказчиками. Инструмент: анонимный, равнодоступный электронный торг.

    Дмитрий Сытин, генеральный директор АО «ТЭК-Торг»

    Самое важное и лучшее — это унификация требований и электронизация. Это снимает лишние накладные расходы и значительно упрощает процесс. Например, согласие с документацией в стройке вместо предоставления заявки.

    Андрей Степаненко, генеральный директор ОАО «Российский Аукционный Дом»

    Если говорить, с позиции стабильности нормативно-правового регулирования рынка государственных закупок, то, безусловно, самым «лучшим» качеством положений 44-ФЗ, можно назвать скорость и быстроту его изменений. Которые, к сожалению, достаточно часто ставят всех участников рынка в подвешенное состояние. Что в свою очередь, приводит к необходимости изменений уже сложившихся бизнес-процессов как у заказчиков, так и поставщиков. Не говоря уже о самих ЭТП.При этом, к безусловному позитиву 44- ФЗ  я бы отнес тот факт, что за его счет достигается значительный экономический и конкурентный эффект для государства. Система государственных закупок внедрена, работает и приносит свои результаты в виде сэкономленных денежных средств бюджета и налогоплательщиков.

    Сергей Габестро, генеральный директор АО «Электронные торговые системы»

    В положениях 44-ФЗ самое лучше то, что он все-таки вывел закупки в конкурентную среду. Насколько это хорошо оценить невозможно, но тот факт, что к закупкам действительно получил доступ неограниченный круг лиц – это факт.

    Андрей Садофьев, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», член Правления ОПОРЫ РОССИИ

    Тем, что в нем, наконец, отмечена роль в закупках субъектов малого предпринимательства и российских производителей.

    Управление Государственного заказа Амурской области

    Возможность поддержки и вовлечения в государственный сектор субъектов малого предпринимательства (ст.30 Федерального закона от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

    Дания Измайлова, заместитель руководителя агентства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Астраханской области

    Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок.

    Анна Чупахина, председатель комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области

    Как говорится: «Я бы взял частями. Но мне нужно сразу» (Ильф и Петров «Золотой теленок»). Чтобы понять, что лучшее в положениях Закона № 44-ФЗ, его надо рассматривать в целом, т.к. лучшим в этом законе является то, что он максимально обеспечивает прозрачность закупок, стимулируют рынок, позволяет предпринимателям заблаговременно планировать участие в закупках и готовить более качественные предложения по исполнению контрактов, увеличивает конкуренцию при проведении процедур закупок, повышает дисциплину заказчиков по организации и планированию своей деятельности.

    Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области

    На наш взгляд лучшее в 44-ФЗ – это то,  что закон всегда идет в ногу с общими тенденциями развития процессов управления, своевременно (а иногда и опережая возможности) обновляется согласно новым реалиям. За последние несколько лет закон о контрактной системе перешел полностью в информационное пространство, стал более доступен для бизнеса, информация о закупках становится все больше прозрачной и структурированной благодаря новым техническим и технологическим возможностям Единой информационной системы.Стоит также отметить четкую регламентацию всех процедур закупки, что упрощает работу и заказчикам, и участникам закупок. Единый формат проведения процедур на всей территории Российской Федерации позволяет расширять рынки сбыта для бизнеса, объединяя между собой различные регионы.

    Сергей Глущенко,  Заместитель министра экономического развития Ростовской области

    На взгляд государственного служащего, в чей функционал вменено безоговорочно выполнять требования закона, наверное, «правильным ответом» было бы: «Нравится все». Ведь этот закон, как и предшествующие ему правовые акты, регулировавшие эту сферу, были призваны упорядочить госзакупки и дать возможность участникам закупочного процесса реализовать свои потребности на паритетной законной основе.Но на взгляд члена авторитетного экспертного сообщества легче обратить внимание на то, что еще «не совсем нравится». Пока еще «не совсем» – «сложность» этого закона. Например, она выражается в весьма развитых гиперссылках, на которых построен закон. То есть, чтобы понять действие конкретной статьи закона нужно иногда пройти через ряд отсылок на другие статьи, а подчас, и на другие правовые акты, содержащиеся в рассматриваемой статье. И это при том, что сам по себе этот закон очень информативно емкий. Вероятно, это и есть одна из причин нарушений, допускаемых заказчиками, из-за того, что кому-то не хватило терпения пройти непростой квест до конца...Умышленно не затрагиваю те вопросы, которые уже неоднократно обсуждались нами на совещаниях в Гильдии и часть из которых уже включена в оптимизационный законопроект.

    Ирина Артёмова, Начальник Управления развития контрактной системы Министерства финансов Удмуртской Республики

    Стандартизация закупок.

    Олег Клочков, директор департамента государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа

    Проведение всех конкурентных закупок и подписание контрактов в электронном виде.

    Департамент государственного заказа Ярославской области

    Четкость, понятность, где-то гибкость, прозрачность.

    Антон Гетта, координатор Бюро расследований ОНФ, депутат Государственной Думы

    В этом году пандемия отразилась на поставщиках, и сейчас страна нуждается в новых производителях различной продукции. Принятые в декабре 2020 года нормы по минимальной доле закупок товаров отечественного происхождения, а также иные меры импортозамещения создают благоприятные условия для новых добросовестных поставщиков. Кроме того, весной планируется принять Закон № 44-ФЗ 2.0., который мы совместно с коллегами разрабатывали, он оптимизирует систему закупок, сделав ее совершеннее.

    Михаил Евраев, заместитель руководителя ФАС России

    Госзакупки – это емкий и стабильный рынок сбыта. В условиях кризиса и сокращения спроса поставки для государства могут стать новой нишей для реализации своих товаров и услуг. Поэтому участие в государственных закупках может стать важным направлением в развитии предприятия, особенно сейчас с учетом сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации.

    Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства

    Конечно, каждое предприятие самостоятельно оценивает свои силы и риски. На госзаказ нужно приходить, когда есть достойная продукция или квалификация на выполнение работ или услуг, желание на этом заработать. С точки зрения техники, рецепт очень простой: прийти, зарегистрироваться в Едином реестре участников закупок, подать соответствующие документы и заявки. Научиться это делать нетрудно. Важнее – быть способным выполнить контракт – это главное, что должны объективно оценивать предприниматели. Если участник добросовестный, то с вероятностью почти 100% он получит гарантированную оплату и защиту своей позиции, когда возникнет такая необходимость (например, при рассмотрении жалобы в ФАС России или даже в вопросах судебного порядка). Хотелось бы подчеркнуть, что значительный объем законодательного регулирования, который применяется в 44-ФЗ, существенно ограничивает возможности заказчиков злоупотреблять своим положением. Поэтому нужно не бояться приходить, участвовать и выигрывать государственные контракты.

    Владимир Гутенев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству

    Очевидно, что главный интерес для поставщиков при участии в госзакупках заключается в том, что они осуществляются за счет бюджетных средств. Это гарантирует своевременную и в полном объеме оплату за предоставленный товар или услугу. Кроме того, с учетом того, что такие закупки проводятся с широким использованием возможностей цифровых технологий, в значительной мере облегчается решение организационных вопросов. И, наконец, преимуществом является строгая регламентация процедур Федеральным законом № 44-ФЗ, позволяющая избежать многих проблем во взаимоотношениях заказчиков и поставщиков.

    Лидия Никифорова, Председатель Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам

    Участвовать в госзакупках надо обязательно. Надо верить в свои силы. А единичные случаи коррупции не играют решающей роли и становятся все более редкими. Но советую тщательно взвешивать свои возможности –  не стараться выиграть все подряд. Ведь потом придется выполнять,  а контроль за качественным исполнением контракта становится все более жестким.

    Елена Дыбова, Вице-президент ТПП РФ

    Участие в закупках для предпринимателя открывает новый рынок сбыта. Сейчас это особенно актуально, учитывая сложную экономическую ситуацию. Нужно понимать, что у государства всегда будут деньги на осуществление государственных закупок. Поэтому уже сейчас необходимо осваивать эту сферу и стараться открывать для себя новые возможности. По своему предпринимательскому опыту могу сказать точно – чем больше заявок, тем больше шансов на успех. И не стоит руководствоваться стереотипами, что самостоятельно выиграть тендер невозможно, нужно работать в этом направлении, участвовать и зарабатывать.

    Елена Волкова, Председатель Комитета по конкурентной политике Московской области

    Все мы понимаем, что пандемия коронавирусной инфекции  нанесла серьезный ущерб мировой экономике. Неспособность расплатиться по своим долгам и банкротство компаний, к сожалению,  стали все более частой практикой. При этом государственный заказчик и государственный контракт  по-прежнему являются надежной гарантией получения поставщиком оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. А с учетом планируемого введения рейтинга деловой репутации поставщиков сейчас самое время начинать «зарабатывать» репутацию, чтобы в будущем иметь возможность получить госконтракты с большей ценой.Все закупки, которые попадают под действия и 44-ФЗ,  и 223-ФЗ, размещены в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. То есть, в рамках «нескольких» параметров можно найти необходимые закупки, предоставить пакет документов для участия и заключить контракт (договор).Чтобы стать участником закупки, от потенциального участника не нужно никаких  сверхъестественных усилий: достаточно получить ЭЦП и  зарегистрироваться на ЕИС.Совет: сделайте это «еще вчера» и развивайте свой бизнес!

    Роман Зимонас, Директор по закупкам, МТО и управлению качеством Госкорпорации «Росатом»

    Совет – участвовать. Ведь добросовестные поставщики товаров и услуг практически из любого сектора экономики всегда найдут закупку для себя, что позволит им постоянно развиваться. Победа в конкурсе и качественное, своевременное исполнение госконтракта позволит приобрести репутацию среди потенциальных клиентов как надежного, конкурентоспособного поставщика с серьезной и современной производственной базой.

    Юрий Зафесов, Директор Департамента закупок ПАО «Россети»

    Сегодня контрактная система в первую очередь ориентирована на соблюдение интересов поставщиков: это понятный и прозрачный механизм определения победителя в закупках, это защищенность поставщиков со стороны контролирующих органов (прежде всего ФАС России, кроме того в субъектах РФ есть ведомства, осуществляющие контроль за деятельностью заказчиков) и гарантия исполнения обязательств со стороны государственного и муниципального заказчика.

    Александр Моносов, генеральный директор Компании БФТ

    В первую очередь – это надежно. Главное – качественно и в срок выполнять свою работу, если вы взяли на себя обязательства перед государством. Также это выход на новый рынок, серьезная опорная точка для развития бизнеса.

    Илия Димитров, Президент ГК Селдон

    Чтобы двигаться вперед, нужно пробовать новое. Один из самых простых способов это сделать – начать участвовать в тендерах. В стране более 200 тысяч организаций-заказчиков, которым регулярно требуются товары и услуги. Расскажите им о своем предложении! В государственных торгах низкая конкуренция — в среднем от 1 до 4 участников на тендер, а значит, у вас есть все шансы победить. И даже если контракт достанется не вам, вы сможете предложить свою помощь как субподрядчик.

    Владимир Лишенков, генеральный директор «РТС-ТЕНДЕР»

    Государственный спрос не только самый крупный, но и самый стабильный, что мы отчетливо увидели в этом году. Государственные закупки помогли многим предпринимателям удержаться на плаву. При этом потребности государства охватывают все сферы деятельности. При этом государство остается самым надежным партнером, который всегда заплатит в сроки, закрепленные законодательно.

    Яков Геллер, генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»

    Чтобы выиграть в лотерею, нужно хотя бы купить лотерейный билет.

    Дмитрий Сытин, генеральный директор АО «ТЭК-Торг»

    Прежде чем участвовать, надо внимательно разобраться в теме. Закон непростой, требований и ответственности очень много. Участвовать нужно потому, что можно выиграть в конкурентной борьбе, без привлечения специальных связей и т.п.

    Андрей Степаненко, генеральный директор ОАО «Российский Аукционный Дом»

    В условиях пандемии, иметь доступ на новый и стабильный рынок сбыта своих товаров, работ, услуг жизненно важно для поставщиков.Рынок госзаказа, безусловно, является интересным и перспективным. Участие в госзакупках позволит выйти на совершенно другие уровни развития поставщика. Победа в госзаказе и исполнение госконтрактов – это не только гарантированный канал продаж, получение своевременной оплаты, прозрачные условия участия, победы и исполнения, это еще и опыт работы с крупными заказчиками. Такой опыт поможет участникам вырасти и получить возможность стать поставщиками не только для госзаказчиков, но и для крупнейших корпоративных и коммерческих заказчиков. Ведь надежность партнера определяется, в том числе, и имеющимся успешным опытом исполнения ответственных заказов. Кроме этого, стабильный доход от исполнения госконтрактов позволяет поставщикам масштабироваться, инвестировать в новые проекты и реализовывать их.

    Сергей Габестро, генеральный директор АО «Электронные торговые системы»

    Кто хочет получить гарантированное финансирование, то лучше госзакупок ничего не может быть. Но необходимо и риски осознавать. Попадают в реестр недобросовестных поставщиков в основном не злостные нарушители условий контракта, а те, кто недостаточно хорошо понимают юридические аспекты работы с бюджетом.

    Андрей Садофьев, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», член Правления ОПОРЫ РОССИИ

    «Горькой еду от сладкой отличит только тот, кто поест» – гласит народная мудрость. Так и в закупках: надо пробовать и не бояться ошибок. Очевидно, что в эпоху кризиса государственный бюджет – единственный источник финансирования бизнеса, в том числе и начинающего.

    Управление Государственного заказа Амурской области

    Государственные закупки – это гарантированный доход и возможность развития.

    Дания Измайлова, заместитель руководителя агентства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Астраханской области

    Победители тендеров получают возможность заключить контракт с государственной или муниципальной организацией.  При этом такая возможность есть у бизнеса любого уровня, начиная от ИП и заканчивая крупнейшими предприятиями. Особенно привлекательны тендеры могут быть для молодых компаний, которые только вышли на рынок и еще не имеют стабильной базы клиентов.Участие в тендере позволяет поставщикам:выйти на новые рынки сбыта, недоступные ранее;
    начать работу с государственными организациями;заключать контракты с заказчиками других регионов;заявить о себе.

    Анна Чупахина, председатель комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области

    Участие в госзакупках – отличная возможность для любого поставщика (подрядчика, исполнителя) получить новый опыт, расширить свой рынок, регулярно получать прибыль, увеличить объем продаж, расширить географию торговли, повысить свою конкурентоспособность.Кроме того, государство в настоящее время максимально поддерживает субъекты малого и среднего предпринимательства, соответственно, их участие в закупках сейчас как никогда актуально и выгодно.

    Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области

    Госзакупки – это уникальная возможность для малых, средних и крупных организаций найти новые рынки сбыта и начать расширение собственной компании. Участие в закупках дает новые возможности, однако подходить к госзакупкам нужно разумно и профессионально.

    Сергей Глущенко,  Заместитель министра экономического развития Ростовской области

    В практике нашего региона госзакупки только за последние 1,5 года помогли более чем 300 вновь созданным предприятиям малого и среднего бизнеса по сути начать свой бизнес. Вдвойне примечательно, что это они смогли сделать при помощи регионального Портала закупок малого объема. Полагаю, что этому способствовала, в первую очередь, созданная на Портале конкурентная среда даже в неконкурентном сегменте закупок. Считаю, что это само по себе свидетельствует о дополнительном «бонусе» для «молодых» участников закупочного процесса. Ведь ранее, по словам участников закупок, малые неконкурентные закупки были доступны лишь «проверенным» поставщикам.Кроме того, убежден, что госзакупки сыграли и свою роль в поддержке (а для кого-просто в сохранении) бизнеса в непростой ситуации, обусловленной введением ряда ограничений в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. В этой связи, для кого-то госзаказ явился сегментом спасения бизнеса в условиях довольно жестких ограничений на осуществление деятельности, которые были введены особенно в первой половине 2020 года.Поэтому мой совет – несмотря на все сложности федерального законодательства в этой сфере, нужно попробовать себя в госзакупках,  в том числе для того, чтобы понимать, как можно использовать этот механизм в случае возникновения новых «экстремальных» непредвиденных для бизнеса ситуаций.

    Ирина Артёмова, Начальник Управления развития контрактной системы Министерства финансов Удмуртской Республики

    Всегда страшно выходить из «зоны комфорта», особенно, когда слышишь о том, как все сложно. Но я считаю, что лучше попробовать и приобрести собственный опыт. Госзакупки – это сфера, которая помогает всем жить комфортно, чувствовать защиту и заботу. Приятно быть частью чего-то значительного и большого. Если вы добросовестный поставщик, то опасаться нечего!

    Олег Клочков, директор департамента государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа

    Это реальная возможность увеличения выручки. При этом риск неоплаты или задержки оплаты значительно ниже, чем в закупках В2В и В2С; необходимо подписаться на уведомления электронных площадок о начале процедуры приема заявок по группам товаров, работ, услуг, предлагаемым поставщиком; установить ценовой робот (данный сервис есть на большинстве электронных площадок и позволяет без участия человека подавать ценовые предложения на аукционе) для участия в аукционах.

    Департамент государственного заказа Ярославской области

    Государственный (муниципальный заказчик) – это надежный партнер. Это очевидно, так было всегда. Участие в государственных (муниципальных) закупках – отличная возможность получить опыт компаниям-новичкам.

    Антон Гетта, координатор Бюро расследований ОНФ, депутат Государственной Думы

    Основа для развития отечественной продукции заложена, теперь все зависит от готовности бизнеса инвестировать в производство и максимальной поддержки государства, тогда процесс пойдет значительно быстрее.

    Михаил Евраев, заместитель руководителя ФАС России

    Оценить эффективность и результат механизма квотирования будет возможно спустя год после введения указанных преференций.

    Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства

    Федеральное казначейство в данном случае выполняет роль оператора ЕИС. Все нормативно-правовые акты, принятые по вопросу квотирования продукции, будут оцифрованы в системе наряду с другими процессами. В частности, отчеты по выполнению квот будут формироваться автоматически в системе. Заказчику не нужно вручную собирать эту информацию на основании собственных контрактов. Заказчик будет видеть объективную картину: выполняет он квоту или нет, понимая, где следует мобилизовать свои усилия.С точки зрения выгоды для производителей продукции, положительный эффект, возможно, будет более растянутым по времени. Необходим период адаптации к новому инструменту. Необходимо увидеть результаты, выполнены квоты или нет. Затем провести анализ – почему они не выполнены (наверняка такие случаи возможны). Будут ли это объективные причины: например, нехватка производственных мощностей или какие-то злоупотребления в рамках законодательства о закупках. Как бы то ни было, у нас точно появится понимание, что надо делать для развития промышленности: решать вопросы процедурного характера (т.е. предотвращать случаи уклонения от исполнения квот), или помогать наращивать производство при помощи дополнительных государственных стимулов. Объективная информация даст возможность правильного принятия решений, а также реальную картину рынка. Результат, в любом случае, будет позитивным, поскольку мы получим точную информацию.

    Владимир Гутенев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству

    Соответствующие постановления Правительства РФ, регулирующие эти вопросы, уже приняты, и с 2021 года система квотирования заработала в полном объеме. Полагаю, что первые результаты мы сможем оценить уже по итогам этого года. Для ускорения процесса необходимо дальнейшее совершенствование законов контрактной системы. В январе Государственная Дума приняла к рассмотрению, подготовленный в Правительстве РФ, расширенный пакет поправок. Законопроект предусматривает значительный набор поправок по различным вопросам, направленный на упрощение и оптимизацию контрактной системы в сфере госзакупок. Мы его рассмотрим в самые короткие сроки.

    Лидия Никифорова, Председатель Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам

    Механизм квотирования принесет быстрые результаты для поставщиков, в части прибыли уже в первый год. А вот расширение производства и рост рабочих мест –  процесс более длительный.

    Елена Дыбова, Вице-президент ТПП РФ

    Для того, чтобы механизм квотирования был эффективным, необходимо, в первую очередь, прислушиваться к мнению бизнес-сообщества. Такой механизм не должен препятствовать ни поставщикам, усложняя участие в закупке, ни заказчикам своевременно удовлетворять свои потребности в качественной продукции для соблюдения сроков реализации инвестиционных, производственных программ, национальных проектов, а также сроков реализации коммерческих проектов, и обеспечивать эффективное расходование денежных средств. Таким образом, необходимо установить следующий механизм предоставления приоритета российской продукции: проведение открытых конкурентных закупок без дополнительных отборочных требований, проверка наличия в реестре на основании информации, представленной поставщиком в заявке на закупку, выбор победителем поставщика из реестра при условии предоставления лучшего или равного предложения по цене при сопоставимых качестве продукции и условиях поставки с предложениями иных поставщиков не из реестров, в том числе иностранных.

    Елена Волкова, Председатель Комитета по конкурентной политике Московской области

    По общему смыслу, квотирование – это определенная гарантия того, что российские производители смогут реализовать свою продукцию на территории РФ. При этом оценить степень влияния данного механизма возможно при наличии каких-либо контрольных точек (квартал, полугодие). Сравнение аналогичных периодов даст определенную динамику изменения закупочного процесса, в том числе реализации продукции российских производителей.О первых  результатах введения квоты по 44-ФЗ мы сможем судить только после анализа первых отчетов о ее исполнении, то есть только в апреле-мае 2022 года; по 223-ФЗ – еще позднее, с учетом специфики закупочной деятельности коммерческих компаний. Ускорение процесса квотирования вопрос теоретический, но тут главное –  не навредить, найти баланс интересов между поддержкой отечественного производителя и закупкой товаров надлежащего качества. Поэтому, думаю, стоит дождаться результатов апробационного периода и вернуться к данному вопросу позже.

    Роман Зимонас, Директор по закупкам, МТО и управлению качеством Госкорпорации «Росатом»

    Госкорпорация поддерживает инициативы по продвижению продукции российского происхождения. При этом в закупках Росатома российские производители побеждают и без квот, если их продукция соответствует требуемым нормам качества и цена является конкурентной. Механизм квотирования не должен препятствовать развитию добросовестной конкуренции. А что такое конкуренция, Росатом знает не понаслышке. Работая на международном рынке единственная возможность для нас удерживать позиции – это быть конкурентоспособными. Поэтому, чтобы быть востребованными на рынке, Росатом в приоритетном режиме занимается повышением качества своей продукции, оптимизацией затрат, применяя современные, инновационные технологии, нестандартные решения вопросов по широкому спектру – от технологических платформ до суперкомпьютерных технологий. При этом основной акцент всегда делается на собственные технологии и компетенции.

    Юрий Зафесов, Директор Департамента закупок ПАО «Россети»

    К сожалению, для того чтоб механизм заработал для 223-ФЗ необходимо доработать постановление № 2013, в том числе определить и законодательно закрепить термин «российский производитель», получающий преференции в рамках постановления № 925. Пока очень много вопросов к этим документам и именно с точки зрения механизмов их работы. Но многое зависит и от самих участников рынка, насколько быстро они готовы обеспечить удовлетворение потребности заказчиков, а также их соответствие по локализации производства в РФ, в том числе в части комплектующих. Невозможно переложить проблему исключительно на плечи заказчика, не обеспечив его спрос наличием предложений на внутреннем рынке.

    Александр Моносов, генеральный директор Компании БФТ

    Безусловно, квотирование, как инструмент поддержки отечественной промышленности принесет пользу российским предприятиям. О плодах внедрения квотирования для каждой из отраслей можно будет говорить по итогам определенного периода. Но стоит не забывать, что главная цель реализации 44-ФЗ – удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах. Поэтому здесь регулятору необходимо соблюсти хрупкий баланс между поддержанием интересов отечественных производителей и удовлетворением потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах.

    Илия Димитров, Президент ГК Селдон

    Квотирование по 223-ФЗ начнет действовать в январе 2021 года. Давайте дождемся старта и уже тогда будем строить прогнозы. В любом случае это нужный механизм, он будет активно использоваться, поэтому темпы и первые результаты получится оценить в обозримом будущем. Чтобы ускорить процесс, госкорпорации должны делать ставку на приобретение отечественных товаров, материалов и оборудования, это еще больше укрепит позиции российских производителей на внутреннем рынке.

    Владимир Лишенков, генеральный директор «РТС-ТЕНДЕР»

    Правительство утвердило квоты на закупку госкомпаниями более 250 видов российской продукции, постановление вступает в силу с 1 января 2021 года. В первую очередь выиграют товары массового спроса с высокой долей квоты, например: производители бумаги и картона, марли, легкой промышленности, автомобилей, на все перечисленные группы товаров предусмотрен размер квоты порядка 90%. У отечественных производителей появится возможность формировать долгосрочный спрос на продукцию, что даст возможность для расширения производства, повышения рентабельности предприятия. Ускорение не требуется – все процессы должны проходить естественно, иначе либо производство может не справиться, либо заказчики не разберутся в нововведении.

    Яков Геллер, генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»

    Необходимо ввести механизм конкурентных закупок продукции, необходимой для выполнения контрактов.

    Дмитрий Сытин, генеральный директор АО «ТЭК-Торг»

    На мой взгляд, формально – быстро, поскольку квоты нужно выполнять без вариантов. Реально – нужно упрощать НПА по нацрежиму, чтобы максимально большое количество российских производителей могло получить по нему преференции.

    Андрей Степаненко, генеральный директор ОАО «Российский Аукционный Дом»

    Для отечественных производителей квотирование, безусловно, позволит строить длительные планы и несет только позитивную динамику. Гарантированный рынок сбыта с понятными объемами и динамикой также важен для предприятий и производств ОПК. К сложностям, которые нуждаются во внимании регуляторов, я бы отметил трудности отечественных  производителей с включением в РПП (Реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ). Так, достаточно большое количество производителей физически не успели внести свои данные в данный реестр, и если они не сделают это в ближайшее время, то потеряют все преференции, а в некоторых случаях, и возможность участия в государственных и корпоративных закупках.

    Сергей Габестро, генеральный директор АО «Электронные торговые системы»

    Механизм квотирования закупок первые полгода будет игнорироваться заказчиками просто ввиду невозможности исполнения норм, прописанных в постановлении. Первые полгода уйдут на обкатку постановления, внесение в него изменений, а потом может и будет

    Андрей Садофьев, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», член Правления ОПОРЫ РОССИИ

    Надо как можно быстрее включаться в процесс квотирования закупок отечественной продукции всем сообществом – и заказчикам,  и поставщикам, и  экспертам. Мы вместе должны объединиться для решения задачи, которая поставлена Заместителем Председателя Правительства РФ – Юрием Ивановичем Борисовым по реализации  постановлений  №№ 2013 и 2014. Времени у нас мало: давайте активно работать,  чтобы в марте мы уже подвели первые итоги на  XVI Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».

    Управление Государственного заказа Амурской области

    Механизм квотирования не сразу будет осуществляться в полном объеме. В большей степени его реализация  зависит  от российских производителей. Необходимо  развивать промышленность и применять инновации, обеспечивая  востребованность  российской продукции.

    Дания Измайлова, заместитель руководителя агентства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Астраханской области

    По нашему мнению, механизм квотирования закупок принесет плоды для отечественных предприятий по итогам работы в 2021 году. Для ускорения процесса необходимы конкурентоспособные товары.

    Анна Чупахина, председатель комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области

    Любой новый механизм применительно к закупкам – это сложный процесс, при создании которого люди прилагают огромные усилия. При этом любое новшество требует опыта применения. Это, наверное, один из ярких примеров девиза «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». В данном случае слова «найти» и «не сдаваться» относятся, на мой взгляд, к первым плодам для российских предприятий. Очередной шаг со стороны государства сделан. Но вот те самые «плоды»  – это результат взаимной работы, не только потребности заказчика, но и возможности поставщика.Любой новый механизм (процесс) требует наладки, настройки и обкатки, так и механизм квотирования закупок может в ходе работы показать свои «недостатки» (например, неготовность всех участников процесса).  И, как следствие, понять и самое главное оценить первые результаты можно будет только через год. А ускорение не всегда приводит к лучшему результату и правильной его оценке.Что бы я сделала для ускорения этого процесса? На мой взгляд, правильнее добиться «Модели совершенства», а не скорости в достижении результата.Модель совершенства построена так, что в ней процессы и результаты присутствуют в пропорции 50 на 50. То есть, совершенный бизнес тогда совершенен, когда в нем одинаково хорошо развиты и процессы, и есть устойчивые позитивные результаты.Плохо как превалирование результата над процессом, так и фокус на процессы во вред результатам, надо добиваться «золотой середины». И вот при достижении этой «Модели совершенства» результаты не заставят себя ждать, как для предприятий (для бизнеса), так и для всей страны в целом.

    Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области

    На наш взгляд первые плоды механизм квотирования закупок принесет через лет пять, при условии, что к этому будут готовы российские предприятия, в части возможности и конкурентоспособности выпускаемых ими товаров на рынке.

    Сергей Глущенко,  Заместитель министра экономического развития Ростовской области

    Полагаю, что темпы внедрения механизма квотирования (как и любого другого механизма поддержки производителей), возможно, не требуют ускорения. Эффективность дальнейшего внедрения этого механизма, полагаю, будет зависеть от детального анализа состояния каждого сегмента закупок, для которого такой механизм уже используется или запланирован к применению. В этой связи, вероятно, лучшей стратегией здесь будет «поспешай медленно», а значит взвешенно и вдумчиво. Полагаю, что только тогда этот механизм сможет принести свои результаты.

    Ирина Артёмова, Начальник Управления развития контрактной системы Министерства финансов Удмуртской Республики

    Пока трудно сказать, насколько быстро будут ощутимы результаты квотирования. Полагаю, что полезным будет максимальное наполнение каталога ТРУ данными товарами, а также его интеграция с государственной информационной системой промышленности (по каждой позиции каталога ТРУ имелась бы возможность увидеть полный перечень российских товаров, это позволило бы заказчикам оперативно изучать рынок товаров, планируемых к закупкам).

    Олег Клочков, директор департамента государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа

    Увеличение закупок у российских производителей напрямую зависит от расширения запретов на закупки товаров, работ, услуг иностранного происхождения. Даже установление ограничений и преференций для отечественных товаров, работ, услуг не гарантирует, что поставщиком будет выбран российский производитель. От заказчика практически не зависит закупаемый им объем товаров, работ, услуг российского происхождения. Следовательно, механизм квотирования – это скорее инструмент аналитики, который позволит выявить уровень закупок у российских производителей и причины закупок товаров, работ, услуг иностранного происхождения для дальнейшего регулирования национального режима в закупках.

    Департамент государственного заказа Ярославской области

    Более жесткие требования, «без послаблений», будут эффективнее влиять на результаты.

    Антон Гетта, координатор Бюро расследований ОНФ, депутат Государственной Думы

    Думаю, это возможно и нужно сделать.

    Михаил Евраев, заместитель руководителя ФАС России

    Расширение применения искусственного интеллекта при организации госзакупок, очевидно, является нашей задачей в ближайшей перспективе. В настоящее время ведется активная работа по автоматизации закупочного процесса, в том числе в части электронного документооборота между заказчиком и поставщиком, а также подачи жалоб посредством ЕИС.

    Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства

    Этот вопрос напрямую связан с автоматизацией закупочного процесса. Что нам еще предстоит сделать? Это оцифровка всего документооборота, связанного уже не с самими торгами и заключением контракта, а непосредственно с их исполнением и платежами. Оптимизационный пакет поправок к законодательству о закупках предполагает большой объем регулирования в этой части. Появляется инструмент электронного актирования, которое уже апробировано в ЕИС, структурированный электронный контракт на всех этапах: от заключения до претензионной работы, дополнительных соглашений. Все это требует оцифровки – т.е. масштабного объема работ для Казначейства. По сути дела, этими шагами мы завершим масштабную реформу перевода всей системы государственных муниципальных закупок в электронный вид.

    Владимир Гутенев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству

    Мы видим, какими темпами развиваются цифровые технологии, оказывая свое влияние на все сферы нашей жизни. Не остается в стороне и закупочный процесс. Полагаю, что внедрение искусственного интеллекта приведет к значительной трансформации системы закупок в ближайшие пять лет. Для полной автоматизации необходимо преодолеть ряд препятствий, существующих в настоящее время. Наиболее серьезной из них, на мой взгляд, является низкий уровень каталогизации продукции, недостаточно высокое качество данных в целом. Если они фрагментарны и неполны, решение этой проблемы является первостепенной задачей. Существуют барьеры, связанные с интеграцией данных. При этом очевидно, что искусственный интеллект, в свою очередь, способен помочь с решением этих и иных проблем. Он не только использует данные, но также может помочь улучшить их качество.

    Лидия Никифорова, Председатель Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам

    Стремиться полностью автоматизировать закупочный процесс нужно, и в конце концов это произойдет, так как закупки – это технологии,  которые возможно формализовать.

    Елена Дыбова, Вице-президент ТПП РФ

    Не только можно, но и нужно это делать. Мы понимаем, что это кропотливая работа, которая требует максимальной концентрации. И уже сейчас делаются шаги в правильном направлении. К примеру, с 2020 года начала работать ГИС «Независимый регистратор». Необходимо двигаться дальше: внедрять искусственный интеллект в формирование документации предстоящей закупки, интегрировав его с каталогом ТРУ; использовать достижения современных технологий в процессе определения победителя и вообще уходить от человеческого фактора на всем пути ведения закупочной деятельности; внедрить автоматическую оплату после подписания закрывающих документов. Таким образом, мы будем снижать коррупционные риски, и уходить от картельных сговоров.

    Елена Волкова, Председатель Комитета по конкурентной политике Московской области

    Вопрос непростой. Теоретически возможно, но для этого необходимо автоматизировать все этапы закупочного процесса. Обязательно нужно учитывать тот момент, что в действующее законодательство вносятся правки, которые частным образом меняют механизм, указанный в самом вопросе. Однако всегда должна быть «подстраховка»: системные сбои, технические неполадки и другие факторы. Таким механизмом были и есть региональные информационные системы, которые также учитывают особенности экономического процесса отдельного субъекта РФ и позволяют им оптимизировать и контролировать закупочную деятельность своих заказчиков. При этом все же, определение потребности и описание объекта закупки, особенно по «особо сложным» или «творческим» закупкам, нельзя отдавать искусственному интеллекту. Здесь скорее искусственный интеллект и другие инструменты и механизмы закупок, например,  как КТРУ (каталог товаров, работ и услуг) – в помощь закупщику.

    Роман Зимонас, Директор по закупкам, МТО и управлению качеством Госкорпорации «Росатом»

    Сам по себе закупочный процесс – это алгоритм определенных последовательных действий. Поэтому полная автоматизация возможна и даже необходима при осуществлении рутинных, часто повторяющихся операций. Это в существенной степени позволит сократить трудозатраты, снизит нагрузку и позволит специалистам-закупщикам заняться поиском механизмов повышения эффективности закупочного процесса.И это надо делать, за этим будущее. Именно в данном направлении мы сейчас и ведем работу, стремясь автоматизировать процесс в полной мере.

    Юрий Зафесов, Директор Департамента закупок ПАО «Россети»

    С учетом развития искусственного интеллекта – вероятно, это просто вопрос времени.

    Александр Моносов, генеральный директор Компании БФТ

    Я думаю, что абсолютно все процессы отдать искусственному интеллекту, не получится.Во-первых, определить потребность в товаре, работе, услуге (особенно закупаемом впервые) способен только человек. Если интернет вещей еще способен напомнить о заканчивающемся тонере в картридже, то идею автоматизации какого-либо процесса вряд ли пока способен сгенерировать и перевести в техническое задание искусственный интеллектВо-вторых, для корректного составления технических заданий потребуется описать и перенести в структурированный вид абсолютно все значимые характеристики всех закупаемых товаров, работ, услуг, что крайне трудозатратно и вероятно нецелесообразно.

    Илия Димитров, Президент ГК Селдон

    Да, можно. Алгоритмы машинного обучения позволяют обрабатывать огромные объемы тендерных данных, анализировать их, выявлять связи, формировать рекомендации и точные прогнозы. Для полной автоматизации закупочного процесса нужно использовать глубокие сторонние интеграции, объединяющие разные базы данных. Россия уверенно движется в данном направлении – это лишь вопрос времени.

    Владимир Лишенков, генеральный директор «РТС-ТЕНДЕР»

    Это вопрос к Федеральному казначейству. В ближайшее время запланировано внедрение электронного актирования – это уверенный шаг к полной автоматизации закупочного процесса, что в будущем позволит не только избежать ошибок, но и сэкономить бюджетные средства.

    Яков Геллер, генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»

    С закупочным процессом сегодня не справляется человеческий интеллект. Но и не нужно искать варианты замены человека во всех областях творчества. Музыку сочинять и картины писать, стихи создавать и на сцене играть – не следует доверять роботам.

    Дмитрий Сытин, генеральный директор АО «ТЭК-Торг»

    Можно, но будет ли лучше и зачем это делать? Госплан, госснаб и т.п. уже были в нашей истории и ничем хорошим это не закончилось. В таких вопросах всегда важно выдерживать баланс, особенно с учетом того, насколько сложная закупочная система в стране.

    Андрей Степаненко, генеральный директор ОАО «Российский Аукционный Дом»

    Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС), несомненно, является драйвером цифровизации закупочного процесса. С учетом уже имеющегося опыта автоматизации такого процесса в коммерческом секторе, отметим, что конкурентный рынок операторов универсальных электронных торговых площадок однозначно способствует ускорению автоматизации закупочного процесса, предлагая к решению задач удобные инструменты. Поэтому полная автоматизация закупочного процесса на базе ЕИС, конечно, может быть возможна с учетом инструментов и решений, которые разрабатывают и внедряют операторы ЭТП. Но в таком случае рынок лишится права выбора наиболее удобного для работы инструмента, а возможные сбои монопольного ресурса будут приводить к полной остановке работы предприятий и органов власти.

    Сергей Габестро, генеральный директор АО «Электронные торговые системы»

    Искусственный интеллект может почти все. Но реально закупки на 70% состоят из шаблонных повторяющихся процедур, которые вполне можно автоматизировать. Остальные процессы, думаю, вряд ли. В любом случае, самый сложный этап закупочного процесса – это формирование техзадания.

    Андрей Садофьев, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», член Правления ОПОРЫ РОССИИ

    Можно. Считаю, что ЕИС уже обладает потенциалом для  цифровизации закупочного процесса. Надеюсь, что рано или поздно мы придем к схеме – закупка «в один клик». Несомненно, надо учитывать в этой работе опыт электронных площадок, которые работают в едином контуре с Единой информационной системой.  Сегодня они вышли уже на достаточно серьезный уровень и, конечно же, приносят пользу всем участникам закупочного процесса.

    Управление Государственного заказа Амурской области

    Автоматизировать закупочный процесс возможно при взаимодействии и обеспечении необходимыми техническими ресурсами всех участников закупочного процесса.

    Дания Измайлова, заместитель руководителя агентства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Астраханской области

    Автоматизация закупочного процесса – это уже необходимость. И на базе ЕИС она вполне возможна и целесообразна.

    Анна Чупахина, председатель комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области

    Еще 10 лет назад на данный вопрос практически любой человек ответил бы – «Это интересная идея для хорошей фантастики». С учетом развития технологий искусственного интеллекта за последние несколько лет считаю, что полная замена человека искусственным интеллектом возможна. Даже несмотря на то, что закупочный процесс (полный цикл) является многогранным и многофакторным, начиная от потребности конкретного заказчика и заканчивая местом выполнения работ.Основа любого интеллекта – это знания, их полноценность, структура, объем и способность их применять для управления окружающей средой. Без знаний ни человек, ни искусственный интеллект полноценно и качественно не способны управлять окружающей средой. При  достижении определенного уровня цифровизации экономики это вполне может быть осуществимо уже в обозримом будущем. Но на мой взгляд, вопрос применения искусственного интеллекта – это должен быть не узконаправленный процесс на один какой- либо спектр, а общая цель всех отраслей экономики страны.В настоящее время (в 2020 году) я бы уже ответила – «Это возможно!».

    Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области

    Частично автоматизировать закупочный процесс возможно (в части планирования средств, публикации закупок, заключении контрактов), однако не все закупки являются типовыми, встречаются и уникальные объекты закупки, требующие принятия решения человеком, обладающим системными знаниями в соответствующей области. Также исполнение контрактов – вопрос, не всегда поддающийся автоматизации, так как приемку и подписание соответствующих документов осуществляют сотрудники заказчика.

    Сергей Глущенко,  Заместитель министра экономического развития Ростовской области

    Безусловно, можно и, полагаю, нужно. Во-первых, как совершенно недавно отметил Президент, открывая в начале декабря текущего года международную конференцию AIJ 2020, посвященную этой тематике, искусственный интеллект – не просто какой-то модный хайп. Только за последние 5-10 лет искусственный интеллект проник практически уже во все сферы и отрасли. Он используется в медицине, в строительстве, в промышленности, в сельском хозяйстве и даже в искусстве. И, убежден, что информационноемкая сфера госзакупок не должна составлять исключение.Во-вторых, как подчеркнул однажды Герман Греф, искусственный интеллект – это инструмент, в первую очередь, для эффективной обработки Больших Данных.В этой связи, принимая во внимание, что по своей сути закупочный процесс со всем его содержимым и представляет из себя довольно существенный объем этих самых Больших Данных, по моему мнению, искусственный интеллект, безусловно, должен облегчить для заказчиков как минимум подготовку конкурсной документации и процедурный контроль за счет «интеллектуальной» автоматизации процессов, а для поставщиков – в первую очередь, обеспечить поиск наиболее подходящих закупок по всей стране с учетом индивидуальной специфики бизнеса.

    Ирина Артёмова, Начальник Управления развития контрактной системы Министерства финансов Удмуртской Республики

    Да. Это повысит качество закупок.

    Олег Клочков, директор департамента государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа

    Подготовка закупочной документации, опубликование извещения, рассмотрение и оценка поступивших заявок участников закупки, подготовка и направление на подписание контракта может осуществляться в автоматизированном режиме с использованием искусственного интеллекта. При этом данные для машинного обучения искусственного интеллекта имеются в контрактной системе. Для автоматизации определения потребности и планирования закупки потребуется дополнительный поиск и обработка данных в сфере выполнения государственных и муниципальных полномочий и предоставления государственных и муниципальных услуг.

    Департамент государственного заказа Ярославской области

    На наш взгляд, возможность искусственного интеллекта –  взять в свои руки закупочный процесс, это возможность сконцентрироваться на управленческом процессе. Ориентированность на персонал, это залог успешной команды. К тому же, наша сфера деятельности сопряжена с большим объемом работы, что, к сожалению, не исключает ошибки из-за «человеческого фактора».

    Антон Гетта, координатор Бюро расследований ОНФ, депутат Государственной Думы

    Я уверен: когда-нибудь его учредят. В ближайшее время необходимо сделать должность закупщика более профессиональной, привлекательной для людей и выработать критерии оценки эффективности деятельности.

    Михаил Евраев, заместитель руководителя ФАС России

    Конечно, сфера госзаказа объединяет большое количество специалистов. Учреждение Дня работника сферы закупок было бы хорошей идей.

    Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства

    Считаю, что это правильная идея.

    Владимир Гутенев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству

    Не вижу аргументов против. Минэкономразвития России еще в 2015 году выступало с этой инициативой, когда Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям одобрил профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». В этой области в той или иной мере задействовано порядка миллиона человек. Установление профессионального праздника, несомненно, способствовало бы повышению престижа сравнительно недавно узаконенной профессии.

    Лидия Никифорова, Председатель Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам

    Не только поддерживаю, но акцентирую внимание на том, что именно Гильдия выступила с такой инициативой. Закупки – это тяжелая, специфическая и очень ответственная работа. Целая армия специалистов распределяет триллионы бюджетных средств на государственные и муниципальные заказы. Эта работа требует множества специальных знаний. Люди трудятся часто без выходных и не считаясь со временем.  Конечно,  неправильно,  что у нас нет профессионального праздника. Он непременно должен быть!

    Елена Дыбова, Вице-президент ТПП РФ

    В 2019 году Торгово-промышленная палата Российской Федерации официально поддержала данную инициативу. Думаю, учреждение Дня закупщика станет не только дополнительным стимулом для специалистов по закупкам, но и подчеркнет значимость их успешной работы.

    Елена Волкова, Председатель Комитета по конкурентной политике Московской области

    Однозначно, да! Предлагаем рассмотреть вариант: 5 апреля – день принятия 44-ФЗ.

    Роман Зимонас, Директор по закупкам, МТО и управлению качеством Госкорпорации «Росатом»

    Профессия «закупщик» достаточно древняя, и появилась в те времена, когда люди начали задумываться о приобретении качественного товара или услуги, т.е. на заре товарно-денежных отношений. А в атомной отрасли, как мы недавно выяснили в архивах, специалисты по закупкам появились практически вместе с самой отраслью – в 1946 году.Сегодня это сложная, многогранная профессия. Современный закупщик должен обладать знаниями в области права, финансов, налогового и бухгалтерского учета, владеть навыками экономического анализа. Кроме того, он должен разбираться и в предмете закупок, особенно это важно, когда речь идет о закупках, например, технологически сложного оборудования. Помимо этого, закупщик должен ориентироваться в основах маркетинга, знать рынок закупаемого товара, его специфику и особенности. А также обладать рядом других профессиональных и личностных качеств.Считаю, что профессионалами в области закупок необходимо гордиться, поощрять их. И как один из элементов поощрения, безусловно, может выступать «День закупщика». Его учреждение создаст престиж профессии и будет способствовать ее дальнейшему развитию.

    Юрий Зафесов, Директор Департамента закупок ПАО «Россети»

    Да, безусловно. Закупочное законодательство сегодня – это уже самостоятельная подотрасль права, призванная обеспечить функционирование государства и компаний с государственным участием, не первый год уже существуют профессиональные стандарты для закупщиков.

    Александр Моносов, генеральный директор Компании БФТ

    Безусловно, это хорошая инициатива. Система закупок в России работает достаточно давно. И сегодня она функционирует как отдельное направление, в котором занято большое профессиональное сообщество. Это люди со специальными знаниями, которые сегодня одни из самых востребованных на рынке труда. Согласитесь, что специалисты по закупкам – это важная составляющая качественной и своевременной реализации государственных функций и проектов. Учреждение такого праздника позволит сделать акцент на важности этой профессии, сплотит специалистов, причастных к процессу закупок.

    Илия Димитров, Президент ГК Селдон

    Разумеется! В открытых электронных торговых процедурах ежегодно задействованы более 750 тыс. организаций – это миллионы человек, которые что-то продают и покупают. На закупщиков всегда возлагается большая ответственность, ведь от качества закупаемых товаров, работ и услуг во многом зависит эффективность работы организации. Это важная и очень востребованная в современных реалиях профессия. День закупщика подчеркнет ее статус и значимость на федеральном уровне.

    Владимир Лишенков, генеральный директор «РТС-ТЕНДЕР»

    Мы видим, как расширяется роль закупщиков, специалисты становятся полноценными снабженцами, отвечающими за качество конечного продукта основной деятельности. Их первостепенная задача сегодня – нивелирование возможных рисков: репутационных, рисков неисполнения договорных обязательств, рисков существенного изменения цены. Зная изнутри и понимая, какая это сложная профессия, я считаю, что ее представители однозначно заслужили собственный праздник.

    Яков Геллер, генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»

    Да. День участника закупочных процедур!

    Дмитрий Сытин, генеральный директор АО «ТЭК-Торг»

    Да, у нас очень большая отрасль, а профессионального праздника нет.

    Андрей Степаненко, генеральный директор ОАО «Российский Аукционный Дом»

    Да, безусловно. Сегодня специалисты контрактной системы в сфере закупок – одни из самых дефицитных. Я говорю о таких специалистах, которые действительно владеют всеми тонкостями и умеют правильно применять нормы закона, регулирующие закупочный процесс. День Закупщика позволит повысить статус это важной профессии и отметить настоящих мастеров своего дела.

    Сергей Габестро, генеральный директор АО «Электронные торговые системы»

    Сфера закупок товаров, работ, услуг дня обеспечения нужд заказчиков – это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей.История развития государственного 3аказа в России насчитывает несколько столетий. В новое время первая реформа системы закупок проведена в 1997 году, когда Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 года № 305 были утверждены первоочередные меры по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд.Во исполнение данного указа и распоряжения Правительства РФ от 24 июля 1997 года № 1047-р были утверждены Методические рекомендации по проведению торгов. Федеральный закон от 6 мая 1999 года № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» был призван регулировать отношения, возникающие между организатором конкурса и поставщиками в процессе проведения конкурса на размещение заказов для государственных нужд.Сегодня данную сферу регламентируют Федеральные законы от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лип».Согласно статистическим данным, в России более 1 млн человек заняты в сфере закупок товаров, работ, услуг. Полагаю, что высокая значимость данной профессии, большое количество обязанностей и высокий уровень ответственности за не исполнение, в том числе значительное число штрафных санкций, применяемых контрольными органами, являются весомым критерием для учреждения праздника – Дня специалиста в сфере закупок.В том числе это позволит укрепить профессиональное сообщество, будет способствовать повышению престижа деятельности в этой сфере и привлечению большего числа квалифицированных специалистов.За последние годы электронные площадки стали полноценными платформами, объединяющими всех участников контрактной системы, предоставляющими огромное количество дополнительных сервисов, направленных на рост эффективности проводимых закупок и повышение профессиональных навыков заказчиков.

    Андрей Садофьев, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», член Правления ОПОРЫ РОССИИ

    Конечно, поддерживаю! Ведь общее количество специалистов, занятых в системе закупок, сопоставимо с численностью вооруженных сил – это целая армия закупщиков, обеспечивающих нужды всего государства, и их статус должен быть особо отмечен вот  таким нематериальным поощрением.

    Управление Государственного заказа Амурской области

    «День закупщика» – возможность повышения статуса и заинтересованности у лиц, работающих в данной сфере.

    Дания Измайлова, заместитель руководителя агентства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Астраханской области

    Поддерживаем.

    Анна Чупахина, председатель комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области

    Да, поддерживаю. Считаю, что профессиональный праздник «День закупщика» способствовал бы повышению престижа сферы государственных и муниципальных закупок.

    Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области

    Инициативу поддерживаем.

    Сергей Глущенко,  Заместитель министра экономического развития Ростовской области

    Стало уже хорошей традицией регулярно отмечать День финансиста (08.09), День экономиста (11.11.), День юриста (03.12). Такие же профессиональные праздники есть и еще в целом ряде отраслей.
    В свою очередь, специалист по закупкам в силу особенностей, заложенных законодателем в этот процесс, должен обладать познаниями и в финансах, и в экономике, и в строительстве, и в юриспруденции.В этой связи, считаю, что закупщики безусловно тоже заслужили свой профессиональный праздник.Как уже отмечал в чате Гильдии, ориентировочной точкой отчета для этого профессионального праздника, по моему мнению, можно было бы использовать 7 июля (07.07). Этот день не просто «красивая дата». Он вошел в историю российского государства как дата принятия одного из первых государственных правовых актов, регулирующих закупочный процесс. Справочно: в этот день в 1654 году царем Алексеем Михайловичем Романовым был принят Указ «О подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей».

    Ирина Артёмова, Начальник Управления развития контрактной системы Министерства финансов Удмуртской Республики

    Конечно!

    Олег Клочков, директор департамента государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа

    Да, поддерживаю.

    Департамент государственного заказа Ярославской области

    Однозначно! Более того, департамент государственного заказа Ярославской  области в этом году выступил в качестве инициатора учреждения Дня закупщика. Были направлены инициативы в адрес депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации А.А. Гетты, Министра финансов Российской Федерации А.М. Лаврова, Федерального казначейства России, 8 электронных торговых площадок.Высокая значимость данной профессии, большое количество обязанностей и высокий уровень ответственности за их исполнение, в том числе значительное число штрафных санкций, применяемых контрольными органами, являются весомым критерием для учреждения праздника – Дня закупщика. В том числе это, безусловно, будет способствовать повышению престижа деятельности в данной сфере и привлечению большего числа квалифицированных специалистов.

    Антон Гетта, координатор Бюро расследований ОНФ, депутат Государственной Думы

    Быть всегда в курсе последних новостей мира закупок, не отставать от изменений законодательства. Внимательности и ответственности в работе. Много работая, не забывать о своем здоровье и личной жизни.

    Михаил Евраев, заместитель руководителя ФАС России

    Мы преодолели сложный во всех смыслах год. В первую очередь, хочу пожелать всем нам здоровья в новом году, а также успехов в профессиональной деятельности.

    Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства

    Желаю всем, чтобы 2021 год был легче чем 2020. В уходящем году у многих произошла переоценка экономических приоритетов. Думаю, что в сфере государственных и муниципальных закупок (поскольку это одна из самых оцифрованных отраслей) заказчикам и поставщикам было проще перейти на удаленный режим работы. Это позволяют сделать технологии, внедренные в контрактную систему. Хочу пожелать всем, чтобы в Новом году мы не сбавляли набранный темп, наращивали конкуренцию! Чтобы еще больше участников верили в возможность получения государственного контракта! Энергии и сил на реализацию наших амбициозных планов!

    Лидия Никифорова, Председатель Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам

    Коллегам и партнерам я пожелаю чаще общаться несмотря на все трудности и ограничения. Придумывать для этого новые формы. Не забывать и поддерживать друг друга. Мы одна большая закупочная семья!

    Елена Дыбова, Вице-президент ТПП РФ

    Пусть 2021 год будет насыщен новыми планами, креативными идеями, хорошими новостями и финансовыми успехами! Пусть возникают новые возможности и свершения, появляются настоящие друзья и партнеры. Здоровья. Энергии. Благополучия!

    Елена Волкова, Председатель Комитета по конкурентной политике Московской области

    В первую очередь, здоровья! Пусть будет много сил и терпения, неиссякаемой жизненной энергии и энтузиазма для реализации на любимом трудовом поприще. Поддержка как никогда важна каждому из нас, поэтому #конкуренTEAM ВМЕСТЕ!

    Роман Зимонас, Директор по закупкам, МТО и управлению качеством Госкорпорации «Росатом»

    В последние дни такого «внепланового года» желаю всем коллегам планового режима работы, чтобы в следующем году заказчики наших услуг перешли на осознанный, плановый подход к осуществлению закупок. Желаю сократить или вообще отказаться от рутинных операций, это позволит делать меньше ошибок, и сократить перегрузки на работе. Желаю провести больше времени в кругу семьи, в состоянии душевного спокойствия и безопасности. И, конечно, желаю всем здоровья.

    Юрий Зафесов, Директор Департамента закупок ПАО «Россети»

    Александр Моносов, генеральный директор Компании БФТ

    Опыт 2020 года показал нам, насколько важно быстро адаптироваться ко всему новому. Поэтому будьте открыты ко всем нововведениям, развивайтесь, осваивайте современные технологии и переводите процессы в «цифру» – в этом ключ к успеху. Желаю упорства и непоколебимости при достижении поставленных целей. Пусть 2021 год принесет много новых побед. Позитива, здоровья и благополучия Вам и Вашим семьям!

    Илия Димитров, Президент ГК Селдон

    Усвоить уроки уходящего года и найти инструменты, которые будут работать в любой – даже кризисной – ситуации. Продолжайте уверенно идти к своей цели, планомерно увеличивая темп. Пусть проекты будут прибыльными, деловые партнеры – надежными, а выбранная стратегия развития – правильной!

    Владимир Лишенков, генеральный директор «РТС-ТЕНДЕР»

    От лица площадки РТС-тендер и от себя лично хочу поздравить всех с наступающим Новым годом. Многим хочется, чтобы он скорее остался позади. Однако я считаю, что кризис всегда несет новые возможные, важно их замечать, отстранив страхи и эмоции. Нам это удавалось в уходящем году. Хочется пожелать, чтобы следующий год устранил все барьеры, вернул нам недостающую свободу и мир без границ! Здоровья и благополучия всем!

    Яков Геллер, генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»

    Беречь себя! Беречь родных! Получать удовольствие от жизни!!!

    Дмитрий Сытин, генеральный директор АО «ТЭК-Торг»

    Здоровья, интересных проектов и масштабных задач. В профессиональной части надо больше фокусироваться на эффективности и результате, а не только на самой процедуре.

    Андрей Степаненко, генеральный директор ОАО «Российский Аукционный Дом»

    2020 год подошел к концу, и я желаю каждому закончить его успешно, несмотря на все события, которые он нам принес! А Новый год давайте встретим с радостью и желанием совершенствовать и создавать только лучшее для себя и своей страны!С Новым Годом, друзья!

    Сергей Габестро, генеральный директор АО «Электронные торговые системы»

    Хотелось бы пожелать здоровья в Новом году, чтобы все невзгоды обошли стороной, успехов во всех начинаниях и благополучия, поменьше штрафов заказчикам и поставщикам, внимательного и ответственного отношения к закупочному процессу, своевременных поставок.Пусть Новый год принесет новые победы и свершения, исполнения самых заветных желаний, ярких событий и много добрых дел. Пусть всегда рядом будут верные друзья и надежные партнеры, с которыми можно реализовать много интересных и успешных проектов. Желаем профессиональных успехов, творческих высот и финансового процветания!

    Андрей Садофьев, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», член Правления ОПОРЫ РОССИИ

    Закупщику – закупать, поставщику – поставлять, а контролеру – меньше жалоб!

    Управление Государственного заказа Амурской области

    Желаем больше возможностей и приятных открытий! Пусть неприятности и ошибки превращаются в опыт и позволяют быстрее развиваться!

    Дания Измайлова, заместитель руководителя агентства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Астраханской области

    Каждый уходящий год оставляет за собой реализованные проекты, новые сотрудничества и приятные моменты. Так пусть же в этот Новый Год перед вами откроются новые возможности, покорятся новые вершины. Пусть каждый ваш шаг, каждое движение ведет вас только к лучшему. Пусть трудности обходят вас стороной, а удача помогает во всех начинаниях. Желаем вам счастья, успехов, жизненного везения и больших творческих высот!

    Анна Чупахина, председатель комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области

    Уважаемые коллеги и партнеры! Рада поздравить Вас с самым светлым и радостным праздником – Новым годом! Традиционно встреча Нового года связана с надеждой на лучшее и верой в будущее. Искренне желаю, чтобы в 2021 году исполнились ваши самые сокровенные желания, чтобы были здоровы ваши близкие. Пусть вас никогда не покидает вера в лучшее, и всем вашим добрым начинаниям сопутствует успех. Крепкого вам здоровья, любви, счастья, уюта в доме и взаимопонимания!

    Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области

    Дорогие коллеги! Этот год был сложным для всех нас, но вместе с тем он был полон значимых достижений. Несмотря на все невзгоды и трудности, мы с вами остались непоколебимы и упорны в развитии и достижении лучших результатов своей деятельности. Желаем нам всем, чтобы с изменением даты на календаре в нашей жизни все перемены были только к лучшему! Пусть все плохое останется в уходящем году, а в новом 2021 году нас ждут новые победы.Желаем всем нам процветания, новых идей на благо нашей страны и регионов! Вклад каждого из вас в нашем нелегком деле бесценен. Здоровья и удачи в Новом году!

    Сергей Глущенко,  Заместитель министра экономического развития Ростовской области

    Старое мудрое восточное пожелание не коррелирует хорошую жизнь с постоянными переменами. Тем не менее, в отношении изменений, произошедших только за последние два года с 44-ФЗ, считаю, что перемены совершены к лучшему: были существенно сокращены сроки по ряду процедур, сократились сами процедуры, закупки перешли в электронную форму. В этой связи, всем коллегам, причастным к закупочному процессу, хочется пожелать и в дальнейшем таких же новационных изменений, которые позволят существенно упростить процесс закупок без снижения его эффективности.
    А в целом, конечно же, хочется всем пожелать, чтоб наступающий Новый год был к нам более благосклонен, чем уходящий. Берегите себя и своих близких!  С наступающим!

    Ирина Артёмова, Начальник Управления развития контрактной системы Министерства финансов Удмуртской Республики

    Максимальной стандартизации закупок.

    Олег Клочков, директор департамента государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа

    Успехов в работе и семейного благополучия.

    Департамент государственного заказа Ярославской области

    Безусловно, крепкого здоровья, сердечного тепла, благополучия, новых идей и достижения поставленных задач. И, конечно, успехов в столь нелегкой сфере деятельности.